Главным итогом навигации 2019 года для "Морского фасада" стал рост круизного пассажиропотока на 4%. Инфраструктура выдержала пиковые нагрузки. В ближайших планах порта и властей Петербурга – завершить реконструкцию пункта пропуска и построить ледокол. Идея создания собственного паромного оператора остается на стадии переговоров с инвесторами.
В руководстве пассажирского порта "Морской фасад" позитивно оценили итоги навигации, завершившейся 21 октября с отходом круизного судна AIDAaura. Несмотря на незначительное уменьшение судозаходов (с 270 в 2018-м до 265 в нынешнем году), поток туристов достиг 647,7 тыс. пассажиров и вырос на 4% за год. Об этом сообщил генеральный директор порта Вадим Каширин.
Прогноз на следующий сезон резкого увеличения ключевого показателя не предполагает. Среди самых ожидаемых событий 2020-го – заход в порт крупного паромного оператора Tallink Grupp. Смольный тем временем продолжает вести переговоры по созданию собственной компании для перевозки туристов по Балтике. Подробности – в материале dp.ru.
Гости из Германии
По словам Вадима Каширина, снижение количества заходов в порт связано с общемировыми тенденциями по замене лайнеров на крупногабаритные судна.
Исходя из уже сформированного расписания в 2020 году "Морской фасад" примет 258 круизных лайнеров с 648 тыс. туристами на борту.
В навигацию 2019 года 10 лайнеров впервые зашли в пассажирский порт. В их числе оказались два новых судна: Viking Jupiter компании Viking Ocean Cruises и Nieuw Statendam компании Holland America Line. По предварительным результатам, в нынешнем году наибольшее число туристов в "Морской фасад" прибыло из Германии (25%), США (19%) и Великобритании (10%). Туристов обслуживали 159 туроператоров, в том числе 20 новых игроков.
Порт испытывал максимальную нагрузку, когда в гавани находилось одновременно от пяти до семи судов, 29 дней. Несколько раз суточный пассажиропоток превышал максимальную пропускную способность в 18 тыс. человек. Вадим Каширин заявил, что порт успешно внедрил систему по регулированию въезда автомобилей туроператоров в дни пиковых нагрузок.
Он также сообщил, что в 2020 году в регионе Балтийского моря будут ходить суда класса Freedom длиной 339 м, а в дальнейшем ожидаются судозаходы класса Quantum длиной 348 м. Для их приема порт завершил первый этап проекта по реконструкции причала №7 с возведением выносных палов. Объем инвестиций составил 65 млн рублей. На второй и третий этапы реконструкции требуется более 200 млн рублей, из которых 85 млн рублей потратят на дноуглубление.
Для работы порта в круглогодичном режиме необходимо завершить реконструкцию морского грузопассажирского пункта пропуска через границу РФ. На эти цели выделено 453 млн рублей.
Как сообщал "ДП" ранее, строительством досмотрового комплекса "Морского фасада" займется компания ООО "Региональный информационный центр" (РИЦ, "дочка" "Ростелекома"). Компания, выступившая единственным участником конкурса, выполнит работы по начальной цене 453,5 млн рублей. Ранее этот тендер был объявлен несостоявшимся, на него заявился только РИЦ.
Кроме того, для приема лайнеров круглый год "Морскому фасаду" нужен ледокол. На прошлой неделе морская коллегия при правительстве РФ одобрила запрос властей Петербурга по этому вопросу.
Остановка на неделю
За весь 2019 год через порт прошло 19,6 тыс. так называемых уникальных пассажиров, которые начали либо завершили круиз в Петербурге, что на 30% больше чем в 2018-м. Сейчас средний срок пребывания в городе одного круизного туриста составляет 2–3 дня, отметил глава комитета по развитию туризма Евгений Панкевич. Смольный рассчитывает, что в будущем гости города будут останавливаться на 5–7 дней. Бюджет поездки вырастет, что позволит Петербургу увеличить объем доходов от туротрасли.
Дополнительный приток туристов в Петербург дало введение электронных виз. По данным Панкевича, за упрощенным порядком оформления документов уже обратились 20 тыс. иностранцев. По электронным визам в Петербурге побывало около 6 тыс. гостей.
В следующем году пассажирский порт Петербурга планирует принять 11 новых судов, среди которых Norwegian Escape вместимостью 4,5 тыс. человек. Также "Морской фасад" ждет новейшее судно во флоте компании Princess Cruises, спущенное на воду в 2019 году, – круизный лайнер Sky Princess.
Однако самый большой интерес у руководства порта вызывает Tallink Grupp. Как рассказал коммерческий директор "Морского фасада" Алексей Панфилов, компания хочет организовать тестовые заходы в Петербург в апреле и в июле, после чего планируется запустить регулярные рейсы, а не только в новогодние и рождественские даты. Порт надеется на долговременное партнерство с одним из самых успешных операторов Балтийского региона.
Власти Петербурга также не оставляют идею создания собственного судоходного оператора. На ПМЭФ-2019 было подписано соглашение о совместном развитии круизного туризма с ПАО "Совкомфлот". Евгений Панкевич подчеркнул, что работа над проектом продолжается, консультации и поиски инвестора не прекращаются. На федеральном уровне Смольному оказывают поддержку, заверил чиновник. Раскрывать подробности переговоров он не стал.
"Вопрос в проработке. Громких заявлений сегодня не будет. Могу добавить, что для нас важно позиционировать Петербург как тревел-хаб, открытый для любого вида путешественников", – резюмировал Евгений Панкевич.
Вместе с тем Вадим Каширин рассказал, что наибольшую заинтересованность в постройке парома для городского оператора проявляет Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Какие-либо соглашения могут быть заключены только после разработки финансовой модели проекта и уточнения технических деталей судна.