В начале октября зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов внес свой вклад в копилку экстравагантных депутатских инициатив. Он предложил ввести в России новую льготную категорию: «жертвы перестройки». По его мнению, войти в нее должны граждане, которым в период 1987–1989 годов было от 25 до 45 лет. Соответственно, сейчас им 55–75. Социологи ВЦИОМ даже решили выяснить, что об этом думают россияне — как потенциальные обладатели новой льготы, так и те, кому на нее рассчитывать не приходится.
Мнения разделились почти поровну: 41% инициативу одобрили, 47% высказались против. Четверть опрошенных заявляют, что готовы претендовать на статус жертвы. Из них, правда, почти половина не попадает в возрастные рамки, предложенные депутатом. Социологи не стали уточнять у потенциальных «жертв» 18–24 лет от роду, какой непоправимый вред нанесла им перестройка, закончившаяся как минимум за 4 года до их рождения. Хотя было бы интересно послушать. Возможно, впрочем, что дело в распространенной ошибке, когда в перестройку записывают и 1990–е. Среди людей старше 45 процент потенциальных «жертв» колеблется от 31 до 37%.
Любопытно, что 28% считающих себя пострадавшими против введения льготной категории. Мол, было — и прошло. А 33% тех, кто на статус жертвы не претендует, с появлением льгот, наоборот, согласны. Дескать, поддержим тех, кому повезло меньше нас. Также заметна тенденция — чем старше человек, тем он меньше верит в государственные компенсации. Больше всего противников инициативы Чернышова среди людей от 45 до 59 лет (57%). То есть тех, кто застал правление Горбачева, находясь в полном сознании.
В целом отношение к перестройке ухудшается: негативно ее оценивает 61% (самый высокий показатель с 2002 года), а положительно — 24% (меньше было только в 2013–м). 49% заявили, что согласны с утверждением «Было бы лучше, если бы все в стране оставалось так, как было до начала перестройки». В возрастной группе 18–24 года таких набралось 36%. Ну что ж. Может, еще и увидят, как оно было.