Смольный придумал схему легализации надписей и эмблем на зданиях, которые являются "частью их архитектурного облика". Пока, судя по всему, большинство из них вне закона.
Неотъемлемая часть
На ряде зданий предприятий и организаций стоят их названия и эмблемы, которые были задуманы архитекторами. Или, даже если не были задуманы, уже воспринимаются неотъемлемой частью архитектурного облика построек. Дизайн и содержание этих конструкций со временем могут меняться, конструкция может обновляться, но преемственность сохраняется. Такие надписи находятся не только в центре, но и, например, в юго–западной части города.
Здесь есть два похожих по названию и проблеме (несогласованность старой вывески и потенциальная угроза ее демонтажа) примера. Это выходящий на пр. Стачек цех Кировского завода и Кировский универмаг на Нарвской Заставе. Но регулирование в обоих случаях разное.
Читайте также:
Памятник
Do it yourself вместо памятника
Правила с заводом
Завод расположен за пределами зон охраны, его корпус с надписью "Кировский завод" и фирменной шестеренкой как памятник не охраняется. Это значит, что он подпадает под требования постановления № 40, которое существенно ограничивает размер таких надписей. Кроме того, их требуется согласовывать.
В 2017 году ГКУ "Городская реклама и информация" возбудило административное дело "по факту эксплуатации указанного объекта для размещения информации (то есть надписи. — Ред.) без разрешения". Хотя в конце концов, как сообщали "Деловому Петербургу" на предприятии, конструкцию удалось сохранить, угроза демонтажа эмблемы, запечатленной на многих известных блокадных фотографиях, наделала много шума.
В том числе в связи с этой историей КГА и комитет по печати корректируют эстетические регламенты.
Как рассказал "ДП" председатель Ассоциации малых предприятий наружной рекламы и советник главы комитета по печати Александр Ружинский, по предложению КГА вывески, медиафасады и другие элементы на зданиях предлагается считать согласованными в том случае, если сам КГА прежде согласовал такое архитектурное решение. По словам нашего собеседника, речь идет не только о советских конструкциях (как на Кировском заводе или ЛОМО), но и о новостройках, где информационные объекты предусмотрены в разделе "архитектурные решения" проектной документации.
Легализовать удастся не только надписи, но и, например, экраны. "Галерея" — новое здание, в конструкцию которого включены медиафасады", — привел пример Александр Ружинский. ("Галерею", кстати, проектировал, в бытность свою простым архитектором, нынешний глава КГА Владимир Григорьев.)
По словам Ружинского, 18 октября на Общественном совете по развитию малого предпринимательства при губернаторе КГА было рекомендовано ускорить работу над документом, поскольку сроки его подготовки зависят в основном от этого комитета. В пресс–службе КГА "ДП" сообщили, что пока новой информацией об утверждении "Правил…" не располагают.
"Англетер" не снимать
Многие здания, увенчанные надписями и эмблемами, попадают в границы зон охраны. В таком случае для согласования конструкции дополнительно требуется заключение КГИОП о ее соответствии режимам. Режимы бывают довольно жесткие, и большие надписи, очевидно, могут в них не вписываться.
Как стало известно "ДП", КГИОП намерен поправить закон "О границах объединенных зон охраны…" (подробнее о корректировке см. "ДП" № 154 от 15.10.2019), включив туда "перечень зданий, на которых допускается сохранение существующих (включая замену на аналогичные) рекламных (или) информационных конструкций". В вынесенном на общественное обсуждение варианте документа девять адресов, среди которых — гостиницы "Англетер", "Октябрьская" и "Москва", Университет путей сообщения (ПГУПС), ТРК "Планета Нептун", Введенская больница на Загородном пр., ТЮЗ. "Общий смысл в том, что, если вывеска проектировалась как часть здания, она может существовать", — пояснил "ДП" задумку руководитель экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов.
Не проходной Ленин
Отдельная история — надписи и эмблемы на зданиях, признанных памятниками архитектуры. На них не распространяются ни "Правила благоустройства…", ни закон "О границах объединенных зон охраны…". Памятники регулируются федеральным законом № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия…", который запрещает рекламные конструкции, а информационные допускает только в ограниченном виде.
Так, летом комитет по печати требовал от Кронштадтского морского завода снять с проходной орден Ленина и надпись "Морской завод" (см. "ДП" № 107 от 29.07.2019). Проходная эта охраняется как выявленный памятник архитектуры. Уже после выхода того материала "ДП" уточнили в КГИОП, что орден с надписью предметами охраны не являлись. Но завод сумел убедить чиновников в необходимости сохранения этих элементов экстерьера.
Цена серпа и молота
На практике, чтобы согласовать сколько–нибудь значительные изменения на фасадах, владельцам зданий–памятников приходится заказывать историко–культурную экспертизу. В отличие от описанных выше процедур согласований, это сравнительно дорого (экспертиза может обойтись в сумму около 150 тыс. рублей).
Недавно такую процедуру прошла распоряжающаяся Кировским универмагом компания "Кировский пассаж" (входит в холдинг "Адамант"). Поводом, очевидно, послужила прошедшая в минувшем году внеплановая проверка КГИОП. Известно, что инспекторы зафиксировали размещение "рекламных конструкций" на фасадах без согласования с комитетом и через суд потребовали "в установленном законом порядке выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия". После чего предприниматели заказали экспертизу, в которой обосновывается размещение не только фасадной рекламы, но и конструкции на крыше. Там предусмотрена двухметровая надпись "Кировский универмаг" и четырехметровый квадратный знак с серпом и молотом.
Авторам экспертизы (Михаилу Прокофьеву, Наталии Глинской и Валерию Калинину) пришлось провести целое исследование, чтобы обосновать допустимость конструкции, которая со временем меняла и место, и дизайн.
Выяснилось, что на чертежах 1930–х годов зодчие изобразили крышную рекламу с надписью "Дом кооперации". Уже тогда возникло два варианта: поставить слова одно над другим либо рядом. Во втором случае сверху задумали поставить эмблему торгового заведения: квадрат с вписанными в него серпом и молотом. Решили ставить в один ряд с логотипом сверху. Затем на крыше успели повисеть названия и "Нарвский универмаг", и "Универмаг Кировского района". В 1940–1950–е годы надпись вообще сняли, потом вновь поставили, но уже с другими шрифтами.
В итоге исследователи пришли к выводу, что "представленные проектные решения допустимы, так как сохраняют без изменений все ценностные характерные особенности объекта". Более того, крышная конструкция является "неотъемлемой частью" здания.
Похожий вывод сделали и по рекламе на стенах: "Первоначально заданная и сохраненная на протяжении всего периода существования здания функция объекта предусматривает размещение на нем информационных конструкций, которые неоднократно менялись".
Начальник отдела по связям с общественностью и работе с гражданами КГИОП Ксения Черепанова сообщила "ДП", что надпись и эмблема согласованы комитетом, поскольку соответствуют и стилистике изначального замысла 1930–х годов, и современному названию торгового комплекса.