Чистая вода — один из параметров, определяющих качество жизни людей. Что делается в Ленобласти, чтобы это улучшить?
По мере объединения разрозненных муниципальных и частных ресурсоснабжающих организаций в единое предприятие водоснабжение и водоотведение Ленинградской области обретают хозяина в лице "Водоканала Ленинградской области". Каким образом сегодня решаются в регионе две приоритетные задачи — качество питьевой воды, подаваемой населению, и улучшение очистки сточных вод, — рассказал "ДП" генеральный директор ГУП "Леноблводоканал" Сергей Морозов.
Сегодня "Леноблводоканал" работает на большей территории Ленинградской области, с декабря вы начинаете оказывать услуги в Приозерском районе. С чего начинается работа в новом районе?
— Сегодня мы работаем в 11 районах и частично уже в Тосненском и Киришском, с декабря — в Приозерском. А в планах на 2020 год — начать оказывать услуги населению в Кингисеппском районе, в Тосненском и Киришском — в больших объемах, а также в городе Гатчине и ряде поселений Всеволожского и Кировского районов.
В каждом районе Ленобласти создается производственное управление для оперативного решения поставленных задач. Мы проводим инвентаризацию и ревизию принятого имущества, кадастровые работы в отношении объектов недвижимости с последующей их постановкой на государственный кадастровый учет.
После передачи скважин в хозведение "Леноблводоканала" идет работа по получению лицензий на работу скважин. Ранее муниципальные водоканалы предпочитали обходить эту процедуру стороной. Уже лицензировано более 250 скважин в Тихвинском, Бокситогорском, Волховском, Лодейнопольском, Подпорожском районах. Также мы ведем регулярный мониторинг качества питьевой воды в аккредитованных лабораториях предприятия.
Благодаря постоянно пополняемому парку спецтехники (сегодня это 342 единицы), созданию в каждом районе аварийного запаса материалов и оборудования и круглосуточной диспетчерской службы (связанной с центральной ЕДС) нам удалось повысить скорость устранения аварий — в 50% случаев для этого требуется менее 2 часов. В случаях отключения холодного водоснабжения "Леноблводоканал" организует подвоз питьевой воды для социально значимых объектов и населения.
Надо отметить, что наш опыт по созданию единого водоканала уникален и уже заинтересовал многие ресурсоснабжающие организации из других регионов России. Так, ведется сотрудничество с правительством Калининградской области. За консультациями также обратились водоканалы Тульской и Пензенской областей.
Какие задачи считаете для себя приоритетными? В каких крупных проектах по их реализации вы участвуете?
— Наши первостепенные задачи — это качество питьевой воды и улучшение очистки сточных вод. Для их реализации мы используем инновационные технологии и новейшие разработки.
Для улучшения ситуации с водоснабжением и водоотведением в регионе "Леноблводоканал" сегодня разрабатывает инвестиционные программы до 2030 года, предусматривающие замену, реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения, а также ремонт и строительство новых очистных сооружений в каждом районе, что особенно важно для населенных пунктов, где полностью отсутствуют КОС.
Уже дан старт уникальному проекту реконструкции КОС в Подпорожье, который реализуется в соответствии с "Инвестиционной программой по развитию систем водоотведения Подпорожского района Ленинградской области", при финансовом участии Фонда содействия реформированию ЖКХ (60%), заемных средств ГУП "Леноблводоканал" (40%), возврат которых планируется через прибыль, направляемую на капиталовложения и планируемую в инвестпрограмме, а также в тарифе на водоснабжение и водоотведение на очередной долгосрочный период.
По некоторым проектам ведем международное сотрудничество. Так, по программе приграничного сотрудничества Россия — Юго–Восточная Финляндия начата работа по проекту строительства централизованной системы водоснабжения и водоотведения Петровского района в Выборге, с учетом строительства инженерных сетей ГУ "Парк Монрепо". Общая стоимость проекта — 3,5 млн евро. Привлечение федеральных средств и иностранных инвесторов стало возможным именно благодаря единой структуре, масштабу и репутации нашего предприятия.
Кроме того, совместно с комитетом по жилищно–коммунальному хозяйству определены приоритетные объекты питьевого водоснабжения, совершенствование которых будет проходить в рамках регионального проекта "Чистая вода", а также создан перечень ключевых объектов водоотведения, реализация которых позволит улучшить экологическую обстановку вдоль русла реки Невы, берегов Ладожского озера и северной части Финского залива. Всего порядка 33 объектов.
Какие современные технологии вы внедряете для оптимизации работы все более разрастающейся структуры предприятия?
— Так как сегодня ГУП "Леноблводоканал" оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения более чем 600 тысячам граждан Ленинградской области, а также 4178 организациям и промышленным предприятиям, мы активно применяем специально разработанную для "Леноблводоканала" информационную систему (которая уже апробирована в Волховском и Бокситогорском районах) с онлайн–картой наших объектов с указанием всех характеристик, которая позволяет мгновенно определять пути устранения аварий с минимальным отключением, определять участки, нуждающиеся в капремонте и реконструкции.
Для выстраивания системы взаимоотношений с потребителями наших услуг мы внедрили программу "Управление водоканалом". Эта программа позволяет автоматизированно рассылать электронные платежные документы. В стадии тестирования — договорной и претензионный блоки, существенно сокращающие сроки оформления документов.
"Сложными" абонентами с точки зрения работы являются промышленные предприятия. Как вы взаимодействуете с ними?
— Мы активно работаем с промышленными предприятиями, которым необходимо проводить предварительную очистку своих стоков от специфических загрязнений. В результате конструктивного диалога с ГУП "Леноблводоканал" часть абонентов уже привели свои объекты в порядок, с некоторыми мы заключили соглашения на 1–2 года, в рамках которых промышленные компании следуют совместно разработанным планам водоохранных мероприятий.
А с теми, кто пока не пошел на контакт?
— Мы их контролируем, исследуем отобранные нашими специалистами образцы материалов в лаборатории. И на основании полученных результатов выставляем штрафные санкции.
Но, как показывает ситуация соседа — Петербурга, в итоге все предприятия приходят к необходимости перехода на новый уровень работы. Ведь выгоднее один раз сделать вложение в строительство очистных сооружений, чем постоянно платить штрафы. Одним словом, положительный опыт работы с промышленными предприятиями оказывает прямое влияние на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и улучшает экологический имидж самого предприятия.
Что касается физических лиц, то работа с ними организована максимально прозрачно. В каждом районе присутствия "Леноблводоканала" созданы подразделения по работе с абонентами, единая круглосуточная диспетчерская служба. Вся информация о статусе обслуживания районов 47–го региона и местах нахождения производственных управлений размещена в открытом доступе на официальном сайте нашего предприятия.
Серьезное внимание мы уделяем внедрению системы удаленной работы с потребителями, налажена обратная связь по обращениям по горячей линии, на сайте и в соцсетях. Сложные вопросы решаются путем приема жителей в районах, и я в рамках личного приема ежемесячно провожу встречи с гражданами. Главное для нас — качественное и бесперебойное предоставление услуг водоснабжения и водоотведения жителям Ленинградской области.