Петербургские вузы все увереннее едут по рельсам "оказания образовательных услуг" — увеличивают число мест для студентов платных отделений и поднимают цены на обучение. Между тем россиян, готовых платить за высшее образование, становится все меньше.
У вузовских дипломов незавидная судьба: если они не пригодились по прямому назначению, то остаются забытыми в кипах других документов, убранных далеко на полки. Школьные аттестаты еще иногда достаются — чтобы пожурить чадо за очередную тройку и поддержать родительский авторитет. Между тем массовизация и доступность высшего образования набирает свои обороты во всем мире. Где–то процесс идет уже вовсю, а где–то виднеется в перспективе.
В России тоже стремятся "высоко образовать" как можно большее число граждан. И в целом картинка выглядит неплохо. По статистике ОЭСР за 2018 год, среди россиян в возрасте 25–34 лет высшее образование имеют 62,7%. Больше только в Корее (69,6%). На третьем месте стоит Канада, где образованной молодежи 61,8%, за ней следует Япония с 60,7%. В среднем по странам ОЭСР доля молодых людей с высшим образованием составляет 44,5%.
С ростом востребованности высшего образования набирает все больший вес ключевой рыночный актор — предложение. Те, кто не нашел себе места в эшелонах студенческой элиты — то есть среди самых одаренных и упорных, коих с радостью принимают лучшие университеты, — могут за конкретную сумму обеспечить себе место в аудитории.
Как показывает мониторинг качества приема в вузы ВШЭ за 2018 год, платник не равен бюджетнику. В СПбГУ зачисленные на бюджетные места имеют средний балл 91,8, а зачисленные на платные — 79,7. ВШЭ в Петербурге берется бесплатно учить за 90,5 балла, а за деньги — за 78,8. Или, например, в ИТМО — 90,2 балла против 75,1. Такую "скидку" платным абитуриентам делают все вузы, но в общей массе их все же меньше бюджетников.
Корни такой дихотомии объяснимы: если свое место на студенческой скамье не заработано умственным трудом, то оно может быть оплачено — наличными или по карте. Денежный знак служит студентам в том числе и оберегом от отчисления на всем протяжении учебы. Тогда как учащиеся на бюджете испытывают все теории "Ночи перед экзаменом" на практике.
"В системе российского высшего образования платное обучение действительно исходно возникало как образование для неудачников, которые не справлялись с поступлением на бюджетные места, — говорит профессор факультета социологии и философии Европейского университета Михаил Соколов. — Ситуация, однако, изменилась в последние годы, во многом в связи с введением ЕГЭ. ЕГЭ сделал иерархию вузов гораздо более отчетливой, вдобавок к этому увеличив студенческую мобильность за счет возможности подачи документов в несколько вузов сразу. В итоге самые популярные университеты могут выбирать не только среди претендентов на бюджетные места, но и среди платников. В свою очередь, появился обширный класс людей, готовых платить за самое престижное образование, вместо того чтобы бесплатно получить просто престижное".
Предел вливаний
Соотношение студентов на платных местах к бюджетным в российских вузах примерно 40 на 60%. Но пространство, отводимое в академических стенах под платников, стабильно растет: в последние годы оно прибавило 15%. В правительственных прогнозах к 2024–му число бюджетных мест сократится на 17%, а масса абитуриентов, напротив, вырастет на 15%. Конкурс составит 1,9 человека на место — тогда как сейчас он равен 1,4.
В Петербурге статистика подтверждает тенденцию. Так, в СПбГУ в общей массе зачисленных первокурсников за последние 3 года доля платников увеличивается. Если в 2017 году их было 38% от всех зачисленных, то в 2019 году — уже 41%.
"В государственных и муниципальных вузах число платников и бюджетников в 2019 году практически сравнялось, — говорит директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко. — Еще года три назад число платных студентов заметно превышало число тех, кто учился на бюджете. Сократилось, причем резко, число частных вузов и, соответственно, количество в них студентов. При этом общее число студентов сокращается по демографическим причинам. Что касается стоимости обучения, то она постепенно растет, поскольку увеличивается норматив подушевого финансирования, который государство выделяет на обучение каждого бюджетного студента. Кроме того, снизилось число заочников, которые в основном учатся на платной основе, а стоимость очного обучения существенно выше. Когда государство увеличивает бюджетное финансирование в расчете на одного студента, оно надеется, что в вузах будет повышаться качество обучения. До определенного момента это так, потом это правило перестает работать. Но в любом случае улучшается техническая оснащенность учебного процесса, а также денежные вливания влияют на комфортность обучения, на зарплаты преподавателей".
Готовых меньше
Исследовательский холдинг "Ромир" провел в этом году опрос россиян на тему их готовности платить за образование. Выяснилось, что у опрошенных в приоритете дети — за их обучение готовы платить 31% опрошенных, правда, в 2015–м таких было 38%. Инвестировать в собственное согласились 9% респондентов (против 14% в 2015–м).
В ответе на вопрос "За какое обучение вы готовы платить?" у опрошенных в фаворитах первое высшее. Оплатить его детям готовы 67% (в 2015–м таких было 79%), а себе самому — 29% (против 30%). Между тем на 14% за 4 года подскочила готовность россиян вложиться в повышение квалификации.
"Во времена тревоги люди стремятся снизить свои жизненные риски, в том числе за счет образования, — считает декан педагогического университета штата Калифорния и ведущий научный сотрудник Института образования ВШЭ Александр Сидоркин. — Возможен шум в данных, например, понятие "второе высшее образование" заменяется магистратурой, и непонятно, что люди имеют в виду. Могут быть и демографические тренды. Например, сокращение численности молодежи с сохранением того же количества бюджетных мест в вузах может привести к снижению конкуренции за них".
Согласно Росстату и Единой межведомственной информационно–статистической системе (ЕМИСС), за последний год цена обучения выросла в России на 15–20%. В мае 2019–го семестр обучения в государственных и муниципальных вузах страны в среднем обходился в 68,9 тыс. рублей. Это на 19% больше, чем годом ранее (58 тыс. рублей). Подорожала и учеба в негосударственных университетах: с 46,3 тыс. до 55,2 тыс. рублей. Средняя стоимость получения высшего образования в вузах Петербурга сегодня составляет 150 тыс. рублей. При этом, по данным Северо–Западного ГУ Центробанка, в СЗФО плата за обучение в этом году повысилась только на 7,4% против 18,2% в прошлом году.
В Санкт–Петербургской государственной академии ветеринарной медицины цена в сравнении с 2018 годом выросла на 11% — до 214 тыс. рублей. "Это на 99,8% соответствует стоимости обучения бюджетного студента, установленной вузу учредителем в соответствии с госзаданием. Уровень спроса на платное обучение остался прежним, при этом вырос средний и проходной балл ЕГЭ в 2019 году".
В СПбГУ стоимость обучения за год поднялась на 4,3%, в Политехе — на 5%, а в Университете им. Мечникова — более чем на 30%. "Стоимость обучения в Санкт–Петербургском политехническом университете Петра Великого повышается каждый год на процент инфляции, рекомендованный министерством науки и образования РФ. Интерес к обучению на договорной форме остается актуальным из года в год, количество заявлений не уменьшается. Но если посмотреть на количество зачисленных, то за последние 3 года наблюдается небольшое уменьшение. И в первую очередь это связано с увеличением минимального проходного балла по общеобразовательным дисциплинам, которые являются вступительными испытаниями при поступлении", — говорит ответственный секретарь приемной комиссии университета Петра Великого Виталий Дробчик.