Банк "Открытие", Google, Mail.ru Group, Московская школа управления Сколково и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) замерили готовность малого и среднего бизнеса к цифровой экономике.
Эксперты разработали индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI). В сентябре в среднем по стране он составил 45%. По мнению специалистов, такой показатель говорит о том, что малый и средний бизнес до сих пор недостаточно осведомлен о преимуществах внедрения цифровых технологий.
Основными барьерами на пути к цифровизации, по оценкам предпринимателей, являются незаинтересованность руководителей компаний (21%) и ограниченность средств на внедрение современных технологий (20%). Основными плюсами цифровизации бизнеса предприниматели называют удобство контроля над процессами (34%) и увеличение скорости работы (33%).
Небольшим сложнее
"В то время как крупный бизнес активно вовлечен в процессы цифровой трансформации, малые и средние игроки пока не до конца понимают, что именно значит для них электронная экономика, какие кардинальные перемены она может привнести в бизнес–процессы, а также не видят своего места в программе цифровизации при участии государства. Довольно низкое значение индекса, выявленное по результатам исследования, подтверждает эти выводы", — отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
Но не все настроены так пессимистично. Координатор "Деловой России" по Северо–Западному федеральному округу Дмитрий Панов рассказал "ДП", что организация провела свое исследование в преддверии Петербургского цифрового форума. Опрос порядка 50 предпринимателей показал, что бизнес в Петербурге активно "диджитализируется".
"Это касается использования облачных технологий, электронного документооборота, размещения рекламы в интернете, создания и ведения страниц в социальных сетях", — говорит эксперт. Он считает, что во многом это стало результатом высокого уровня проникновения интернета в Петербурге (оценочно свыше 80% петербуржцев от 16 лет являются интернет–пользователями, что превышает общероссийский уровень 75–78%), а также присутствия большого числа IT–компаний и разработчиков. Но не все элементы цифровизации получили широкое распространение. В частности, по мнению Дмитрия Панова, развитие электронной торговли находится только на начальном этапе. Для популяризации направления "Деловая Россия" при участии комитета по информатизации и связи Санкт–Петербурга подписала соглашение с электронной b2b–платформой Global Rus Trade.
"Проект в сфере электронной трансграничной торговли призван увеличить товарооборот петербургских производственных компаний за счет продвижения местной продукции на внешние рынки", — подчеркивает Дмитрий Панов.
Неизбежная эволюция
Председатель совета Союза малых предприятий Санкт–Петербурга Владимир Меньшиков уверен, что цифровизация бизнес–процессов идет эволюционным путем.
"Любой предприниматель уже имеет мобильное приложение, которое показывает ему выручку, обороты, товарные остатки — это стало нашей действительностью, — говорит эксперт. — Конечно, остались и архаичные способы ведения дел, но это вполне естественно: бизнес–среда меняется постепенно. И если молодежь быстро осваивает технологии, то старшему поколению переход в цифру дается труднее".
Главным сдерживающим фактором развития цифровизации вице–президент Санкт–Петербургского союза предпринимателей Леонид Аронов называет элементарную нехватку времени у предпринимателей.
"Бизнесмены загружены работой — им сложно знакомиться со всеми цифровыми новинками, бывает банально некогда разобраться со всеми нюансами и понять, как лучше оптимизировать бизнес–процесс", — отмечает Леонид Аронов.
Эксперты уверены, что бурное развитие электронной экономики — абсолютная неизбежность, и Россия в этом не только не отстает от развитых стран, но в чем–то даже опережает.
"Россия занимает первое место по числу безналичных платежей — это показатель того, что мы идем в правильном направлении", — отмечает Владимир Меньшиков.
Заместитель председателя правления банка "Открытие" Надия Черкасова подчеркивает, что цифровизация выступает катализатором активности предпринимателей и создает новые возможности и бизнес–модели. "Тот факт, что предприниматели видят плюсы в цифровизации бизнеса и признают ее преимущества, является хорошей тенденцией", — говорит она.