"Суперапп" — новое слово российских телеком–менеджеров, пришедшее на смену другим заклинаниям: биг дата, машин лернинг, аджайл и др., переставшим завораживать акционеров и широкую публику.
Суперапп — это такое приложение, которое отвечает самым смелым ожиданиям массового рынка в различных услугах: финансовых, коммуникационных, развлекательных и т. п.
Обычно, когда говорят о суперапп, в качестве примера приводят китайский мессенджер WeChat, в который интегрированы голосовые, фото– и видеосообщения, платежная система, игровые сервисы и т. п. Абонентская база WeChat уже перевалила за миллиард пользователей. По оценке Business Insider, ежемесячная активная база платежной системы WeChat Pay превышает 900 млн человек.
Следует, однако, учесть, что китайский рынок не является свободным: компартии всегда видней, кто в Поднебесной достоин быть лидером рынка, а кто нет. Несмотря на феноменальный успех, WeChat Pay не разорил ни один банк в КНР. Да и сам сервис отчего–то не стал банком: он так и зарабатывает на процентах от транзакций и продажах допуслуг.
Уместно вспомнить, что успех WeChat не смогла повторить даже Facebook — хотя несколько лет назад инвесторы очень надеялись, что Цукерберг превратит приложение своей соцсети как раз таки в суперапп.
В 2017 году "ВымпелКом" (ТМ "Билайн") с помпой запустил в РФ суперапп Veon — "революционный мессенджер" с возможностью мобильных платежей, а также функциями прослушивания музыки, просмотра мультимедийного контента (в том числе фильмов), чтения новостей и т. п. Спустя 2 года проект был закрыт.
Так что суперапп — это история про хорошо забытое старое, которое вполне может сойти за что–то новое. В начале 2000–х те же операторы связи искали killer application — по сути, это такое приложение, но, как говорят медиамаркетологи, "с кнопкой "бабло". Непосредственно после запуска программа должна была завоевать умы и сердца массовых пользователей и озолотить разработчиков.
В действительности у топ–менеджеров операторов, конечно, нет целей разработать суперапп. Они прекрасно понимают, что с таким же успехом можно изобретать вечный двигатель или искать философский камень. Однако акционерам и широкой общественности очень нравятся такие амбициозные задачи, как поиск Эльдорадо или Святого Грааля.
Подобные масштабные проекты, разумеется, требуют времени. И, покуда идет этот поиск, никто не вправе попрекнуть управленцев, что они работают неэффективно.