Конкуренция в нынешнем сезоне такова, что даже самым далеким от театрального мейнстрима предприятиям приходится засучивать рукава и сочинять особенно залихватские программы. Вот и на форуме "Площадка", уже четвертом слете трупп и спектаклей, независимых от зарплат, крыш над головой, главных режиссеров и в целом какой–либо житейской и творческой определенности, ожидается скопление на диво любопытных проектов. Часть из них (особенно гастрольная) сравнительно предсказуема, другая (собственное производство фестиваля) — совершенно загадочна. В данный момент вовсе неизвестен набор site–specific–постановок, в котором обещаются обычные для форума променады, эксперименты с запахами и вкусами, коллективный перформанс сразу нескольких постоянных (?) деятелей "Площадки" и проч., и проч. Нет еще и программы "Разговоров" — придется следить за скупой и суровой рекламой. Хорошо хоть основная программа в "Скороходе" уже опубликована, да и то: количество неизвестных вводных в ней стремится к бесконечности. На то, видно, и расчет.
Главная загадка открытия "Площадки. Vol.4" 22 и 23 ноября — как обойдутся с пьесой Ивана Вырыпаева "Иранская конференция" артисты Такого театра и режиссеры Игорь Сергеев и Владимир Кузнецов? В полном подчинении тексту и авторским ремаркам (в том числе в части сценографии), как того настоятельно желает сам Вырыпаев? Или как–нибудь иначе? Автор лично разрешил ставить в Петербурге свой opus magnum, лишь в апреле 2019–го впервые представленный на русском в Театре наций. Видимо, знал (или вызнал), на что шел. Надо посмотреть и нам: пьеса "про жизнь, вселенную и вообще", как водится у Вырыпаева, может привести к катарсису. А может наоборот.
24 ноября в Петербург приедет нашумевшая постановка знатного антитеатрала Всеволода Лисовского "Молчание классиков. Вакханки". Классическая трагедия Еврипида транслируется на стенку в виде титров, на сцене же 16 обнаженных дев бьют пятерых голых мужчин. Те вроде бы не больно–то сопротивляются. Проект, прячущийся в московских спальных районах, художественно (а не как–либо иначе) пронимает даже видавших виды редакторов мужских глянцевых журналов.
25 ноября состоится премьера специального петербургского проекта Лисовского "Искусство быть несчастным". Поучаствовать в нем будто бы может любой желающий: нужно ждать open call’a на сайте фестиваля и пройти кастинг на степень собственной горемычности. К препарированию темы несчастья как феномена, особенности, ресурса и продукта счастливые допущены не будут — так говорится в объявлениях фестиваля.
26 ноября бои на сцене продолжатся в проекте "ДРАКА&ТАНЦЫ" веселой компании "Перфобуфет" под водительством Артема Томилова. Кажется, название исчерпывает содержание. Степень метафизичности и собственно театральности "события о телесном эквиваленте любви, ненависти и их влиянии друг на друга" придется проверять на себе. Ну а 27 ноября в "Скороходе" будет больше танцев: хореограф Дарья Вергизова ставит нечто из области контемпорари на живую музыку Classic Electric.
28 ноября в "Скороходе" снова скандальные москвичи: спектакль "28 дней" Юрия Муравицкого и Светланы Михалищевой по пьесе Ольги Шиляевой для Театра.doc. На премьере, кстати, самые настоящие драки тоже были — пусть и не запланированные драматургом и режиссерами. Пьеса о менструальном цикле построена в форме древнегреческой трагедии с высоким штилем, Хором, Протагонисткой и Антагонистом (который сидит весь спектакль спиной к артисткам и выдает патриархально–традиционалистские комментарии вроде "Что, два часа сейчас месячные обсуждать будем? Проблем в обществе более серьезных нет?"). Очевидцы утверждают, что надо смотреть обязательно.
Наконец, финалом и главным собственным проектом фестиваля 29 ноября станет иммерсивная мелодрама Артема Томилова "Жестокая иллюзия любви". Один из ведущих бунтарей нашего города затеял некий "качественный капиталистический театр", в котором будут "красивая обстановка, приятные цены в буфете, фотогеничная среда, тонкая история драматической любви", а также "механизмы личного экспириенса каждого зрителя, который сможет быть автором и частью формы". Все остальное, не исключая имени автора пьесы, держится в строжайшем секрете. Принимать анонсы создателей спектакля за чистую монету я бы не стала, но любопытно же, что они там задумали! Да и пусть бы любопытство сгубило кошку — главное, чтобы вторая часть известной поговорки сбылась. А в этом уверенность почти полная.