X Международный фестиваль искусств "Дягилев. P. S."
Юбилейный фестиваль стартовал вчера, а обороты набирает сегодня. Самое поразительное на этой ярмарке всех и всяческих прогрессивных искусств — что на многие спектакли билеты еще есть. Нет их на вечер современных миниатюр в исполнении Натальи Осиповой и — увы — на встречу с великим хореографом Матсом Эком и его музой Аной Лагуной, закрывающую фестиваль 1 декабря. Поэтому обозреем окрестности, доступные нашему (и вашему) взгляду. Начнем прямо с сегодняшнего вечера.
"Посвящение Нижинскому" в "Балтдоме" (14 и 15 ноября) состоит из четырех одноактовок. Балет Монте–Карло (то есть ровно из того зачарованного города–страны, где Дягилев столь удачно поселил свою труппу Ballets Russes век назад) представляет четыре новые версии знаменитых дягилевских балетов, поставленных для Вацлава Нижинского. "Дафнис и Хлоя" руководителя труппы Жана–Кристофа Майо — спектакль 2010 года, несколько переделанный незадолго до петербургских гастролей, — вступит в диалог не столько с исторической постановкой Михаила Фокина, сколько с новейшей премьерой Мариинского театра: 16 ноября в КЗ "Мариинский" запланирована премьера того же "Дафниса и Хлои" в версии Владимира Варнавы, которого, заметим, с Майо связывают годы неформального ученичества. В "Видении розы" Марко Гёке (2009) и версии "Послеполуденного отдыха фавна" Йеруна Вербрюггена под названием "Неужели я влюбился в сон?" (2018) больше чистой телесности, а вот в новом "Петрушке" Йохана Ингера — яркой визуальности и чисто театральной иронии.
Сергей Лагерфорд (очевидный оммаж Карлу Лагерфельду и собирательный образ суперкутюрье) играет с белоснежными манекенами. Ну а те, как водится, вступают в собственную опасную игру.
22 ноября в ТЮЗе русская "Свадебка" театра Татьяны Багановой "Провинциальные танцы" ("золотомасочный" спектакль 2000 года, возобновленный специально для фестиваля) поспорит с ирландской народной "Весной священной". Хореография мастера национальной чечетки Брендана де Галли для его собственной труппы Eriu Dance Company основана на движениях, всем известных по шоу Riverdance. Как выясняется, степданс (вполне себе отчетливое стаккато каблуками) в ритмах Стравинского под два рояля — это очень увлекательно. Они там еще прямо на сцене на трубе темы "Весны" играют и поют, по воздуху летают, да и в сакральные жертвы выбирают не девушку, а юношу — и это надо видеть. А (предварительно) 20 ноября весьма рекомендуется послушать лекцию Павла Гершензона про "Весну священную" от Вацлава Нижинского до Матса Эка в школе Masters.
Из дягилевской темы выпадает — но это исключительно к добру — японский "Идиот" от 67–летнего танцовщика контемпорари и одновременно знатока танца буто Сабуро Тешигавары. 27 ноября в ТЮЗе ожидается напряженный, мощный почти что моноспектакль (Рихоко Сато танцует сразу за всех женщин из романа Достоевского), в котором даже сентиментальный "Забытый вальс" Шостаковича выдавливает слезы не сладкие, а совсем наоборот.
Не к добру (по крайней мере, так полагают высоколобые критики) появление в программе "Дягилев. P. S." свежей продукции Павла Каплевича для фестиваля "Черешневый лес" — оперы–драмы–балета "Кармен", чья премьера состоялась в этом мае. Между тем над сочинением "полиформы", снискавшей очевидный успех у московского бомонда, трудились весьма светлые головы. Попурри из музыки Бизе дополнил этническим ансамблем и магрибскими мотивами (так–таки собственного сочинения?) знатный композитор Алексей Сюмак, садомазо–костюмы для двух танцовщиков придумала Айдан Салахова, за танцы отвечал Владимир Варнава, за "темные" аллитерационные стихи Михаила Чевеги в исполнении Михаила Ефремова (престарелый Хозе), арии в красных клетках–коконах, уморительный выход тореадора под золотым балдахином с рогами и общую режиссерскую концепцию — Максим Диденко. Варварскую роскошь шоу, перенасыщенного красно–черными орнаментальными видеопроекциями и необъяснимыми поворотами сценических и музыкальных событий, можно будет обсудить с творцами сразу после спектакля в "Балтдоме" 28 ноября — это несомненный бонус.
Здорово бы "заесть" эту "Кармен" чистейшей танцевальной прелести чистейшим образцом: 1 декабря в Детском театре танца Бориса Эйфмана Матс Эк и Ана Лагуна не только фильм о себе показывают, но и сами танцуют две миниатюры: "Топор" 2015 года и новейшую ностальгически–юмористическую "Память". Но, повторюсь, билетов нет. А вдруг чудом появятся?