Сергей Инкин, владелец холдинга Amprio Alliance, в который входят концертный клуб А2 и ресторан "Летний дворец", поговорил с "ДП" о том, что формирует стоимость билетов на концерты, о рэперах, Билли Айлиш и уникальном петербургском добрососедстве.
Как часто вы бываете на концертах, которые даются в А2? Вы — в составе целевой аудитории вашего клуба?
— Я в клубе постоянно. Стараюсь слушать все, что слушает наше подрастающее поколение. Кроме того, что я владелец этого всего, я же еще и отец. Хочу знать, что сегодня популярно, за чем будущее. Ходил вот на днях на концерт рэпера OBLADAET. Был на рок–концертах, на Lumen — точно. Вот это было очень хорошо. Не совсем молодежно, но и не моего поколения музыка. Мне зашло. Если честно, наша целевая аудитория — это все, кто не глухой и любит музыку. Мы работаем с разными сегментами: рэперы, рокеры и панки, классика, поп. Обычно люди, которые слушают суровый панк–рок, и те, кто слушает певицу Нюшу, существуют в разных вселенных. Но и те и другие ходят к нам. Наверное, большее пересечение аудиторий, чем в А2, случается только в метро.
Подождите, но есть же ядро аудитории. Это кто?
— Тогда это, конечно активная молодежь. Потому что люди 25–27 лет как раз те, кто чаще всего любят и музыку, и слушать ее на концерте, вживую. Возьми хоть 1960–е, хоть 1980–е — так всегда было и будет. Молодые готовы тратить по 3 тысячи на поход с друзьями на концерт в выходные. И даже по несколько раз в месяц.
Какие артисты никогда не смогут выступить в А2, потому что это откровенный неформат?
— Скорее есть такие концерты, где стоимость самого артиста намного больше, чем количество людей, которое вмещает площадка. Это самое простое объяснение. В этом случае артиста ведут уже в неклубный формат: "Юбилейный", "Сибур", Ледовый. Критерий — только деньги. Но! У нас, например, проводятся концерты группы "Сплин" и ежегодно — 25 декабря — день рождения Константина Кинчева. И те и другие собирают стадионы, но тут каждый раз для зрителя случается магия. Есть большая разница между тем, когда ты стоишь в километре от артиста на стадионной площадке, и тем, когда смотришь ему в глаза с расстояния 10 метров.
Как вы считаете, достаточно ли Петербургу имеющихся площадок?
— Сейчас — вполне достаточно. Если бы в городе появилась, например, альтернатива А2 или Ледовому, им было бы довольно тяжело заполниться полностью. Я думаю, что площадок у нас большое разнообразие: есть поменьше, побольше, и сидячие, и с танцполом, и клубные, и концертно–спортивные — выбирай не хочу. В индустрии периодически возникает вопрос о площадке–трансформере. Но мне кажется, если бы трансформера нам действительно не хватало, его бы уже построили. Однако риск неокупаемости такого проекта очень высок.
Сколько времени требуется новой площадке, чтобы завоевать имя и обеспечить себе постоянный поток посетителей?
— Три года, по нашему опыту. И это стандартная история. Если посмотреть статистику, то три года — это переломный срок. Это касается не только концертных площадок, но и ресторанов, и клубов — любых публичных мест. Пережил трехлетку — скорее всего, справишься и со всем остальным. В Петербурге из клубных площадок есть "Зал ожидания", "Опера", "Аврора", "Космонавт", "Морзе", мы. И каждая из них четко занимает свою нишу, мы не конкурируем между собой, у нас уникальное добрососедство. А вот в Москве очень много площадок с пересекающейся наполняемостью.
Все–таки есть ощущение, что площадок не хватает. Особенно когда вокалист Rainbow с песнями группы Metallica выступает в сидячем "Октябрьском", а для певицы Manizha снимают Ледовый, отгораживая в нем чуть ли не две трети пространства.
— Артисты — люди очень ранимые и вместе с тем тщеславные. И им очень льстит осознание того, что их концерт проходит на такой большой площадке. Вот вам обратный пример: организатор поставил в этому году концерт Билли Айлиш на сентябрь в А2. Все билеты были проданы в день выхода в продажу. Организатор заменил площадку на Ледовый, понимая, что спрос превышает предложение в разы. Это нормально. Мы очень хотим, чтобы эта экосистема "артист — организатор — площадка" получала максимальный доход. Логика проста. Если все получают больший доход, все проводят больше мероприятий. В 2017 году мы концептуально отказались от проведения собственных концертов, дав понять организаторам, что мы перестали быть конкурентами и теперь тратим все силы на инфраструктуру площадки. Готовы обеспечить им весь технический райдер, быть партнерами. И это, конечно, очень отразилось на окупаемости площадки и лояльности организаторов. Количество концертов у нас увеличилось на 50%.
С Билли Айлиш можно было сразу догадаться, что А2 ей будет маловат. А что, кроме популярности артиста, влияет на заполняемость клуба в день его концерта?
— Пример: группа ставит сольный большой концерт на осень по какому–то важному, яркому поводу. А потом раз — и принимает решение выступить с тем же материалом, например, на летних фестивалях, которым уже по 6 лет. Все их поклонники успевают их послушать за лето и, естественно, не приходят на сольник. Итог — неоправданные ожидания организатора. Очень важно учитывать, как часто артист попадает в поле зрения фанатов с живыми выступлениями.
А экономический фактор играет роль? Снижение покупательной способности? Падает ли средний чек за билет?
— Влияют инфоповоды самого артиста и, конечно, цена билета. Если билет стоит разумных денег, то фан придет послушать своего артиста. Но что такое разумная цена? Для всех она разная. Рэперы типа Face дешевле, их аудитория — школьники и студенты первых курсов. Дороже, например, Скриптонит, здесь уже идут в ход VIP–билеты. Есть билеты, которые стоят 2 тыс. рублей, есть такие, которые стоят 15 тысяч.
В октябре A2 исполнилось 7 лет, в ноябре "Летний дворец" отпраздновал десятилетие. Что нужно, чтобы не терять актуальности?
— Важно быть чуть–чуть впереди рынка. Концерт можно провести хоть в чистом поле. Наша задача — создать оптимальную инфраструктуру, которая будет удобна промоутеру. Многое из того, что организаторы на других площадках заказывают отдельно или привозят с собой, у нас, например, есть в техническом райдере и уже входит в стоимость площадки.
Не менее важна инфраструктура для зрителя. Чтобы можно было легко доехать, чтобы было куда вещи сдать, чтобы бары были, чтоб тепло и сухо, в конце концов. Чтобы все это обеспечить, требуется слаженная работа десятков людей — речь идет не только об артисте, но и о гардеробщиках, контролерах, барменах. В среднем на концерте у нас работает 90–100 человек, не считая бэк–офиса, обеспечивающего ежедневную работу клуба.
На какую площадку за рубежом вы равняетесь? Для вас в отрасли есть ориентиры?
— В нашей сфере равняться на какую–то площадку — значит уже отставать. Уж очень чутко сфера развлечений реагирует на любые инновации, новинки, хитрости. Они сразу же берутся на вооружение. Так что хорошая стратегия — подходить таким образом: ага, у этих ребят классно вот это, у тех — другое, а у третьих — ты посмотри, какой свет. И делать еще лучше у себя.
Могу сказать, что Петербург и Москва не отстают от лучших европейских концертных площадок. Это подтверждают сами исполнители, кто приезжает в Россию, и их технические команды. Ситуация в регионах, конечно, сложнее.
Персона: Инкин Сергей Юрьевич
— Родился в 1972 году. В 1997 году окончил экономический факультет Санкт–Петербургского морского технического университета.
— С 2003 года занимал должность руководителя рабочей группы СИАБ. В 2004–2014 годах — коммерческий директор, председатель совета директоров правления банка.
— С 2009 года в сфере общественного питания, с 2016–го — совладелец концертного клуба A2 Green Concert. С 2019–го — владелец нового холдинга Amprio Alliance (A2, ресторан "Летний дворец", центр событий Sofit Event House, кейтеринг Galato Catering и служба доставки сегмента люкс Eat2Fit).