Поставки за границу легковых автомобилей петербургской сборки к ноябрю достигли 23 тыс. машин, превысив показатель за весь прошлый год. Однако рынки Казахстана и Белоруссии слишком малы, чтобы компенсировать стагнацию российских продаж.
За 2018 год автоконцерны отправили за рубеж около 22 тыс. машин, собранных на заводах в Петербурге. Этот показатель в нынешнем году преодолен осенью: объем экспорта автомобилей местной сборки в январе–октябре достиг 23 тыс., подсчитали в аналитическом агентстве "Auto–Dealer–СПб".
Этот рост фиксируется на фоне дальнейшего снижения на внутреннем рынке. За 10 месяцев общий объем продаж петербургских автомобилей в России сократился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года — до 275,8 тыс. штук.
Корейский рост
Наибольший прирост зарубежных продаж продемонстрировал корейский Hyundai. По оценкам компании, за первые 3 квартала объем экспорта вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 11 880 автомобилей. Это также больше, чем за весь предыдущий год.
Поставки ведутся преимущественно в Казахстан и Белоруссию: в эти две страны с начала года было отгружено более 10 тыс. автомобилей. Предприятие экспортирует автомобили еще в семь стран — Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдавию и Таджикистан.
"Мы наблюдаем рост спроса экспортных заказов на все три модели — Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio. При этом ни одна из моделей не имеет значительного преимущества по сравнению с другой по объему экспорта: на каждую приходится около 4 тыс.", — сообщила "ДП" представитель "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" Мария Мальцева.
Автоконцерн прогнозирует увеличение объемов поставок за рубеж. "Если в прошлом году было экспортировано 11 800 автомобилей, то в этом планируется более 15 тыс.", — отметила Мария Мальцева.
У Nissan драйверами продаж являются недавно обновленные Nissan Qashqai и Nissan X–Trail, и эта ситуация не изменилась по сравнению с прошлым годом, рассказал "ДП" представитель российского подразделения автоконцерна Роман Скольский.
Nissan экспортирует легковые машины петербургской сборки также на рынки Белоруссии и Казахстана. С начала года в эти две страны отправили 1006 и 1403 автомобиля соответственно. Общий объем экспорта в январе–октябре составил 2 409 автомобилей, снизившись на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2486 штук).
В российском представительстве Toyota не ответили на запрос "ДП". По оценке "Auto–Dealer–СПб", компания с начала года экспортировала за рубеж 8,5–9 тыс. машин местной сборки. Из них большую часть продаж — примерно 5,5 тыс. штук — составил седан Toyota Camry.
"Это одна из самых продаваемых моделей на территории Казахстана", — отметил генеральный директор агентства Михаил Чаплыгин.
Компенсировать пока не удается
Падение спроса на новые легковые автомобили в России заставляет производителей искать новые рынки сбыта. На данный момент автоконцерны в основном сфокусированы на рынках стран СНГ, поскольку они показывают рост.
Так, в Казахстане в январе–октябре официальные дилеры продали на 18,9% больше автомобилей, чем годом ранее. Объем продаж за 10 месяцев достиг 522,4 млрд тенге ($1,4 млрд), говорится в опубликованных данных Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана. По оценкам экспертов, рейтинг популярных марок возглавляет Lada: на территории республики продано 12 213 автомобилей этой российской марки. За ней следует Toyota (11 767 единиц) и Hyundai (11 438).
Однако пока эти рынки недостаточно крупные, чтобы компенсировать производителям снижение продаж в России. В начале года рынок показывал положительные результаты, но затем стал падать. И темпы этого снижения лишь растут: в октябре петербургский автопром выпустил на 5% меньше автомобилей, чем в октябре 2018–го. Если такая динамика сохранится и продажи не подтолкнет, к примеру, старт производства нового поколения Toyota RAV4, то итоги года могут быть отрицательными, прогнозирует Михаил Чаплыгин.
Доля петербургского автопрома в общероссийском объеме производства автомобилей по итогам января–октября оценивается в 23,7% (год назад она составляла 24,6%). Совокупная мощность трех автозаводов, расположенных в Петербурге, превышает 400 тыс. легковых машин в год.