В офисе ОАО "Метрострой" прошли обыски, УФСБ задержало бенефициара и гендиректора компании Николая Александрова. По данным "ДП", правоохранители пообщались и с его отцом, совладельцем ОАО Вадимом Александровым. Пока данных о его задержании нет. Собеседники "ДП" уверены: компанию в начале 2020–го ждет смена собственника. В числе интересантов называют структуры Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко (на фото).
К вечеру вторника, 10 декабря, в пресс–службе "Метростроя" подтвердили: гендиректор Николай Александров на работе не появился, связи с ним нет.
"По имеющейся информации, он задержан и ожидает предъявления обвинения и избрания меры пресечения. Нам неизвестно, с какой целью и в рамках какого дела произошло задержание и какова позиция обвинения", — говорится в официальном заявлении компании.
По информации "ДП", следствие ведет региональное УФСБ, Николай Александров подозревается в присвоении и растрате, совершенной организованной группой либо в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Следствие уже вышло в Дзержинский райсуд с ходатайством об избрании Александрову меры пресечения в виде содержания под стражей.
В пресс–службе Эдуарда Батанова, петербургского вице–губернатора, курирующего инвестиционную политику и транспорт, рассказали "ДП", что правительство города не вмешивается в деятельность правоохранительных органов и не комментирует их. "Операционная деятельность ОАО "Метрострой" не нарушена, компания продолжает работу в обычном режиме", — добавили в пресс–службе.
Источник "ДП" не исключает, что силовые действия в отношении семьи Александровых направлены на смягчение их позиции относительно продажи контрольного пакета акций ОАО. Потенциальный покупатель, как утверждает источник, уже найден, и он лоялен Смольному.
Пакет акций ОАО "Метрострой" разделен между семьей Александровых, которая более 15 лет непосредственно руководит компанией, и властями Петербурга. В Смольном, которому для получения контроля над предприятием не хватает небольшого пакета, давно настаивают на том, чтобы Александровы продали свою долю, однако те сопротивляются и не идут на уступки по цене, говорит собеседник газеты.
В течение 2019 года происходил незначительный переток акций из рук в руки, но расстановка сил принципиально не изменилась. В ноябре на внеочередном общем собрании акционеров был избран новый совет директоров, и оба Александрова попали в его состав. Смольный в совете сменил двух своих представителей, но этим перестановки и ограничились.
Однако, по данным источника "ДП", в конце ноября в Смольном состоялась встреча, где власти города и потенциальные инвесторы договорились о переходе части акций "Метростроя" в новые руки. Правда, при условии, что стоимость покупки "пакета Александровых" будет значительно снижена. Этими инвесторами собеседник газеты называет братьев Ротенбергов.
Драгоценный "Метрострой"
Задержание Николая Александрова стало шоком для другого собеседника газеты, близкого к строительству метрополитена. "Чиновники годами затыкали "Метростроем" все "дыры", включая стадион на Крестовском, достраивать который больше не захотел никто. А их туда затащили, и не случайно у "Метростроя" с тех пор вдруг не стало оборотных средств", — говорит он.
"Никто другой в Петербурге не может строить метро. В первую очередь потому, что у "Метростроя" в собственности проходческий щит нужного диаметра", — говорит другой источник. По его мнению, этот щит, так же как имеющиеся лицензии и опыт работы со сложными петербургскими грунтами, — главная ценность компании на данный момент.
Чиновники из инфраструктурного блока Смольного сказали, что про покупку "Метростроя" ничего не слышали, однако были бы не против, если бы покупатель нашелся. Неофициально они напоминают: в начале года генподрядчиком строительства метро руководили почти вручную, перечисляя средства из бюджета на выплату зарплат сотрудникам. В начале 2019–го город пытался разорвать действующие контракты с "Метростроем" из–за срыва сроков строительства станций "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары" (их в итоге сдали в октябре 2019–го вместо декабря 2018–го).
Вице–губернатор Эдуард Батанов заявил тогда, что Смольный даст возможность "Метрострою" восстановить репутацию надежного партнера. Возможно, такая риторика была необходима в связи с предстоящими выборами губернатора. Иначе "Метрострой" начал бы судиться с чиновниками, и тогда "прости–прощай, новые станции", полагает один из собеседников "ДП" в бизнес–кругах.
"Но через год все вернулось к тому же самому: компания разваливается, зарплаты не платятся, Фрунзенский радиус открывали по два раза, но все равно только что запущенную "Дунайскую" чуть не затопило растаявшим снегом", — отмечает источник "ДП" в Смольном.
По данным собеседника газеты, близкого к семье Александровых, перекупить акции им предлагали в этом году структуры Геннадия Тимченко, но стороны не договорились о цене. По данным собеседника "ДП", в Смольном решили в 2020 году получить "запасного" подрядчика для строительства метро. Но у городских властей вызывает тревогу опытность нового подрядчика: грунт сложный, и "Метрострой" необходим для подстраховки, полагает он.
"Метрострой" однозначно будет трансформирован. Это очевидно", — говорит источник "ДП", близкий к метростроению. Он полагает, что заключить новые контракты в Петербурге компании вряд ли удастся. При этом, по его данным, в схеме оздоровления ОАО может принять участие Газпромбанк.