Первый этап реконструкции Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) завершен: резервуар для хранения нефтепродуктов объемом 40 тыс. м3 возведен и успешно прошел гидроиспытания. Сейчас идет работа над монтажом теплоизоляции и межцеховых коммуникаций, рассказал "ДП" председатель совета директоров АО "Петербургский нефтяной терминал" Михаил Скигин. По его словам, сумма инвестиций в этот проект составила 1 млрд рублей.
Амбициозные планы
Резервуар предназначен для работы с темными нефтепродуктами. Объект возведен по эргономичной и экологичной двустенной технологии. Его введут в эксплуатацию до начала речной навигации следующего года. Это позволит увеличить объем резервуарного парка компании более чем на 10%, говорит председатель совета директоров.
"У нас амбициозные планы, — подчеркивает он. — Вслед за этим предстоит модернизировать два резервуара и приступить к реконструкции старой части терминала. Последние годы мы изучали рынок, чтобы понять, куда он движется. А движется он в сторону замещения темных нефтепродуктов светлыми. Соответственно, мы увеличим количество резервуаров небольшого объема, а также расширим спектр нефтепродуктов. Также работаем над улучшением логистики. В этом году ввели в эксплуатацию автоматизированную систему отслеживания положения железнодорожных составов".
Модернизация терминала позволит автоматизировать технологические процессы и вести дистанционный контроль. По словам Михаила Скигина, идет разработка технического плана, над которым работают специалисты проектного института ООО "Салаватнефтехимпроект" при участии голландских специалистов. Название иностранной проектировочной компании не раскрывается. По данным "ДП", в ее портфолио несколько проектов подобного масштаба, в частности терминалы в Омане, Испании, Голландии и Джибути. Работу над петербургским проектом планируют завершить к концу 2020 года, затем начнутся строительно–монтажные работы. Они продлятся до 2024 года включительно.
Подрядчика пока не определили. Объем требуемых вложений ПНТ оценивает в 8 млрд рублей. Полгода назад компания планировала инвестировать 6,5 млрд рублей. Потери на время реконструкции терминала могут составить не более 700 тыс. т перевалки в год, рассчитывают в руководстве компании.
Неблагоприятная конъюнктура
Петербургский нефтяной терминал занимается приемом нефтепродуктов, поступающих по железной дороге, реке и автотранспортом, и по отгрузке нефтепродуктов на морские и бункеровочные суда.
Стивидорная компания основана в 1995 году. Общая площадь — 37 га. На территории ПНТ расположено 37 резервуаров для хранения светлых и темных нефтепродуктов. Пропускная способность терминала — 10 млн т в год.
По итогам 9 месяцев 2019 года ПНТ увеличил объем перевалки нефтепродуктов до 5,9 млн т, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2018 года. При этом выросла отгрузка как светлых, так и темных нефтепродуктов: первых за отчетный период ПНТ перевалил 3,4 млн т (на 3% больше, чем в прошлом году), вторых — 2,5 млн т (+4%). В общем объеме перевалки нефтепродуктов через Большой порт Санкт–Петербург доля ПНТ сократилась с 84 до 80%.
Сокращение экспорта темных нефтепродуктов обусловлено "налоговым маневром". Он предполагает обнуление экспортной пошлины, повышение налога на добычу и отмену льгот для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
В этих условиях НПЗ выбирают курс на повышение доли выпуска светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин, нафта) и снижение доли темных (мазута). Это напрямую влияет на "обратный акциз", который получают НПЗ из бюджета.
"Конъюнктура на мировом нефтяном рынке продолжает оставаться в целом неблагоприятной, это неизбежно сказывается и на нас. Добавляются и локальные факторы, такие как низкий уровень воды в российских судоходных реках, из–за чего танкеры не могут пройти полностью загруженными. Тем не менее даже в текущих условиях мы лишь незначительно снижаем объемы перевалки", — говорит Михаил Скигин.
Будущее у ПНТ не самое оптимистичное даже при условии модернизации старой части терминала, уверен гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. "Для ПНТ ситуация одна из самых сложных в регионе. Терминал находится в городской черте, он всегда будет первым объектом атаки — экологической или административной. Конкуренция со стороны "Усть–Луга Ойл" и будущего терминала "Приморск", который строят структуры Геннадия Тимченко, ждет самая жесточайшая", — заключил он.