Конкуренция на рынке доставки еды растет. Рестораны и торговые сети запускают собственные сервисы, а агрегаторы выходят на поляну ретейлеров и открывают магазины dark store.
Крупные торговые сети и предприятия общепита все чаще запускают собственные службы доставки.
Как говорит руководитель направления e–commerce сети "ВкусВилл" Лариса Романовская, организовать такой сервис в компании решили с учетом запросов покупателей и расширения территориальной локации.
В Москве услуга уже предоставляется. В Петербурге ее запуск запланирован на I квартал 2020 года.
"Высокий спрос на доставку отмечается не только в столицах. Жители ближайших к мегаполисам городов тоже заинтересованы в этой услуге. Но крупные игроки рынка доставки пока не готовы осваивать этот сегмент, а мелким сложно поддерживать единый стандарт сети", — отмечает Лариса Романовская.
Впрочем, отказываться от сотрудничества с контрагентами компания не намерена. "Мы с ними не конкуренты. Поскольку рынок слишком большой, мы скорее партнеры, которые совместно развивают это направление", — говорит представитель "ВкусВилла".
Свежесть в приоритете
Сеть "Перекресток" одной из первых начала самостоятельно возить продукты покупателям. В ее автопарке уже около 300 среднетоннажных автомобилей.
По словам директора по стратегии и электронной коммерции "Перекрестка" Леонида Довладбегяна, сеть запустила такую услугу, так как не уверена в качестве сервиса, предоставляемого внешними службами.
"Мы работаем в сфере фуд–ретейла, в том числе доставляем продукты с ультракоротким сроком годности — фрукты, овощи, молоко, — отметил он. — Свежие продукты нужно перевозить в специальных условиях, например в контейнерах с охлаждением. Автомобили "Перекрестка" оснащены таким оборудованием".
В компании отмечают, что выручка Perekrestok.ru растет и по итогам 3 кварталов нынешнего года увеличилась вчетверо по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,68 млрд рублей (без НДС). В 2018 году на онлайн–заказы пришлось 0,5% выручки всей торговой сети.
А в ресторанах
В общепите тоже недалек тот день, когда почти у каждого заведения будет своя служба доставки. Недавно, например, такой сервис запустил ресторан Ikigai, на следующей неделе еду покупателям начнут привозить курьеры блинопекарни "Крутов".
По словам представителей рынка, главный плюс сервиса — это возможность контролировать все процессы самостоятельно и настраивать их под меняющиеся запросы клиентов.
Генеральный директор "Крутова" Александр Василенко рассказал "ДП", что основной причиной запуска собственной доставки блюд стала необходимость продвигать собственный бренд, а не раскручивать имена игроков рынка доставки. "Агрегаторы в добровольно–принудительном порядке постоянно просят делать акции, предлагать от какой–либо определенной суммы заказа бесплатные бонусы. Если это не крупная компания, то условия контрагентов часто невыгодны, комиссия составляет около 30–35%. Кроме того, бывает, что курьеры агрегаторов опаздывают или переворачивают заказ, а контролировать это мы никак не можем", — отмечает Александр Василенко.
Работа втемную
Впрочем, в компании "Яндекс.Еда" конкуренции со стороны собственных служб доставки заведений не замечают. Наоборот, агрегатор утверждает, что число его партнеров–ресторанов растет.
"В декабре мы преодолели отметку 14 тыс. ресторанов на платформе. При этом мы практически полностью отказались от модели маркетплейса, когда рестораны получали заказы через сервис и привозили их самостоятельно. Сейчас 87% заказов приходится на собственную доставку сервиса. Даже рестораны без зала, работающие только на доставку (dark kitchen), предпочитают пользоваться сторонними сервисами", — отмечают в компании.
NPD Group оценивает долю агрегаторов в доставке в 30%, еще год назад этот показатель был на 10% меньше.
"Тенденцию хорошо иллюстрирует ситуация в Петербурге. Если еще в мае этого года "Яндекс.Еда" на этом рынке уступала местному "Dostaевский" и еще целому ряду монодоставок, то уже в декабре, по данным OMI, первые два места заняли федеральные агрегаторы", — поделились представители "Яндекса".
В следующем году в центральных районах Петербурга заработает новый проект "Яндекс.Лавка", предполагающий доставку продуктов из dark store. Он уже работает в Москве. В компании рассказали, что в столице проект развивается со скоростью 10–15% в неделю на каждую такую точку (самих точек в городе уже 30).
Пока на рынке экспресс–доставки продуктов из dark store игроков не много. По похожей модели работают "Самокат" и "Ленточка".
В "Яндексе" отмечают, что в следующем году темпы роста в сегменте e–grocery будут намного выше, чем на рынке доставки готовой еды. При этом границы между ними будут размываться.
"Например, в нашем собственном онлайн–ретейлере "Яндекс.Лавка" на готовую еду приходится порядка 20% оборота. Мы планируем и дальше увеличивать эту долю, в том числе за счет собственного производства на фабрике–кухне "Яндекс.Шеф" в Петербурге", — заключили в компании.
“
У сервисов доставки огромные перспективы. К 2023 году объем рынка e–grocery в США может составить $59,5 млрд против $23,9 млрд в 2018–м. Компания Instacart оценена в $7,87 млрд. Сервис доставляет продукты из 20 тыс. магазинов за 60 минут, тогда как обычная скорость — 2–3 часа. Такие гиганты отечественного рынка розничной торговли, как X5 Retail Group, "Лента" и METRO, тоже охотно сотрудничают с сервисами доставки. И это понятно, ведь по итогам 2018–го Russia Top Online Food Retail оценил рынок e–grocery в 23 млрд рублей. Он вырос почти в 2 раза за год. Данные сервисов доставки продуктов подтверждают этот тренд. По информации iGooods, оборот гипермаркетов, с которыми компания работает, вырос в диапазоне от 2 до 9%.Обычно такие магазины не имеют обратной связи, тогда как сервис доставки позволяет сохранить все поисковые запросы. Если ретейлеры начнут активно использовать эту информацию, товары на полках будут больше соответствовать ожиданиям покупателей.
Григорий Кунис
управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods