Как и предполагал недавно "Деловой Петербург", уход Любови Совершаевой в полпредство и появление в городской администрации Ирины Потехиной и Валерия Пикалева было только началом масштабной перемены мест в Смольном. Озвученное наконец вчера назначение Максима Соколова совпало с тотальными перестановками в транспортной сфере, за которую он теперь отвечает.
Символично, что переезд Максима Соколова в Смольный совпал по времени с визитом в Петербург Валентины Матвиенко. Спикер Совфеда в субботу поздравляла городской ЗакС с 25–летием.
Маленькая сенсация
Как сказано в официальном релизе Смольного, в качестве вице–губернатора Максим Соколов будет (после того как его утвердит все тот же ЗакС — вероятно, уже в эту среду) курировать вопросы транспортной инфраструктуры и инвестиций, то есть заберет ключевые полномочия у вице–губернатора Эдуарда Батанова, у которого в итоге останется только несчастная транспортная реформа. При этом, однако, Батанов свое кресло сохранит, а Соколов займет место вице–губернатора Олега Маркова, у которого заберет полномочия по курированию туризма. Это маленькая сенсация: Марков имеет долгую историю жизни около Кремля и, как считается, из Смольного уйти не по своей воле не может. Поэтому остается доверять официальному сообщению, согласно которому Марков "обратился к губернатору с просьбой предоставить возможность сосредоточиться на работе над проектами, способствующими повышению инвестиционного потенциала Северной столицы". Просьба была удовлетворена, и он стал спецпредставителем губернатора по внешним связям и отдельным инвестпроектам. В последнее время экс–вице–губернатор проявлял большой интерес к туристической зоне в Горской.
Читайте также:
Политика
Трое в одну реку? Перестановки в Смольном
После Маркова останется бесхозным комитет по внешним связям и еще кое–что по мелочи. В Смольном сообщают, что распределение полномочий между вице–губернаторами произойдет после официального назначения Соколова. Однако, если Эдуарду Батанову не удастся ни у кого из коллег ничего отщипнуть, ему останется только руководить комитетом по транспорту и транспортной реформой, которая вряд ли принесет лавры.
Первый пришел
Первое изменение в транспортном блоке Смольного произойдет уже сегодня. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) попрощается с Сергеем Харлашкиным, возглавлявшим ведомство с 2014 года. Его кандидатуру на заседании совета директоров Смольный предложит на должность врио гендиректора ОАО "Метрострой" вместо арестованного 10 декабря Николая Александрова.
По данным заместителя гендиректора по проектированию метрополитенов ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" Владимира Маркова, еще 13 декабря Харлашкин был представлен коллективу "Метростроя". На вопрос "ДП", повышение это или понижение, сам герой дня ответил, что ни то ни другое: "Это приказ. Передо мной стоит задача вывести метростроение в Петербурге на новый уровень".
На свою должность в комитете Сергей Харлашкин предложит несколько кандидатур заместителей, однако многое будет зависеть от Максима Соколова, который уже в четверг может выйти на новую работу. Временно исполнять обязанности главы КРТИ, вероятно, будет первый заместитель Харлашкина Андрей Семчанков.
На подходе
Одним из кандидатов на пост председателя КРТИ источники "ДП" называют нынешнего генерального директора АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти" Кирилла Полякова. С Максимом Соколовым его связывают не только давние дружеские, но и рабочие отношения: с 2013 по 2018 год Поляков был его советником в Минтрансе. Ряд опрошенных специалистов дорожной отрасли полагают, что Поляков может пойти в команду Соколова в надежде на должность повыше, чем глава комитета.
Когда весной 2019 года шли разговоры об уходе Сергея Харлашкина, возможной его заменой называли Владимира Шмидта, нынешнего гендиректора банкротящегося "Пилона", много лет проработавшего в структурах комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КДБХ) и КРТИ. Однако в свете нынешней судьбы "Пилона" кандидатура Шмидта выглядит маловероятной.
По другой версии, Кириллу Полякову могут отдать руководство и другим ведомством — комитетом по транспорту. Разговоры об уходе нынешнего главы Комтранса Александра Головина ведутся уже давно, а когда его вместе с бывшим председателем комитета по благоустройству Владимиром Рублевским исключили из состава правительства Петербурга, слухи приобрели еще больший вес. Рублевский оставил должность в середине октября, Александр Головин пока держится. Примечательно, что накануне появилась информация об обысках у Рублевского. Однако, по данным "ДП", следственных мероприятий в его отношении не проводилось. Некоторые источники утверждают, что в скором времени он может появиться на новой должности.
По информации "ДП", в минувшую пятницу Александр Беглов подписал документ транспортного планирования, необходимый для объявления аукционов в рамках реформы, предусматривающей отказ от маршруток в пользу социального транспорта. Но буквально через пару часов его отозвали. Неделей ранее вице–губернатор Евгений Елин отмечал корреспонденту "ДП", что у него есть много вопросов к документу.
Сам Кирилл Поляков заявил "ДП", что ничего о своем возможном назначении сказать не может: "Со мной губернатор на эту тему не разговаривал".
Министр по профилю
Максим Соколов возглавлял Минтранс 6 лет, с 2012 по 2018 год. Из его деяний на этом посту можно вспомнить историю с обанкротившейся авиакомпанией "ВИМ–Авиа", за что Владимир Путин объявил Соколову неполное служебное соответствие. Критику от высшего руководства страны чиновник получал и за проблемы со строительством ЦКАД вокруг Москвы. Одним из самых спорных проектов эпохи Соколова, пожалуй, можно назвать внедрение системы "Платон" по взиманию платы с владельцев большегрузов за проезд по федеральным трассам. В 2019 году системе исполнилось 4 года, но споры об ее эффективности ведутся до сих пор.
Однако именно под началом Максима Соколова завершилось строительство автодорожной части Крымского моста, которую ввели в эксплуатацию на полгода раньше запланированного срока. В плюсы его команде можно засчитать и успешную подготовку транспортной и дорожной инфраструктуры к ЧМ–2018, а также проект "Безопасные и качественные дороги", охвативший 38 крупных городских агломераций. Сейчас он вырос до масштаба всей страны.