А реформы проводятся в формате экспериментов.
Петербургское УФАС 1 ноября вынесло решение о "снежном картеле" по итогам уборки города прошлой зимой, признав нарушения в действиях заказчика и подрядчиков. Формально часть предписаний местного УФАС дорожные предприятия и комитет по благоустройству (Комблаг) выполнили. Однако на новые конкурсы уже пожаловались в ФАС — по тем же основаниям, что и в прошлый раз.
Мать учения
Аукционы по содержанию автомобильных дорог в следующем году Комблаг объявил 25–26 ноября, уже в начале декабря штаб Навального в Петербурге направил на имя руководителя УФАС Вадима Владимирова жалобу на все 18 аукционов. Как пояснил "ДП" автор жалобы Александр Шуршев, в одну закупку чиновники объединили разные виды работ, что, согласно выводам антимонопольного ведомства по итогам "снежного картеля", является нарушением.
"В каждую закупку включены работы по комплексной уборке проезжей части дорог, по вывозу снега, по поддержанию надлежащего технического состояния дорог. Полагаю, что в документацию включены функционально и технологически не связанные между собой работы, которые относятся к различным кодам по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности", — говорится в жалобе Шуршева.
Все это приводит к укрупнению лотов, что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию на торгах. Александр Шуршев просит УФАС провести проверку действий Комблага при осуществлении данных закупок, а также возбудить и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии со 135–ФЗ.
"В сравнении с прошлым годом из состава закупок исключены только работы по оценке технического состояния автомобильных дорог — там проводились отдельные закупки. Все остальные виды работ сохранились. Единственное изменение — контракты заключают на 6 месяцев, а не на год, — рассказал "ДП" источник, близкий к одному из крупных дорожных предприятий, занимающихся содержанием дорог. — Видимость изменений сделана, но бизнес все равно не допущен. По идее, у УФАС должны возникнуть вопросы к новым закупкам".
В УФАС сообщили, что жалоба Александра Шуршева будет рассматриваться месяц, при этом срок может быть продлен.
Помимо того что новые контракты, итоги которых уже подведены, заключаются на полгода, в этом году выросло количество самих контрактов: с 13 до 18, по количеству районов. Таким образом, заказчик учел претензии УФАС, которое указало, что объединение нескольких районов в один лот является ограничением конкуренции.
Те же и они же
Однако деление закупок по районам практически не изменило положение дел на рынке. Те же дорожные предприятия (за единственным исключением принадлежащие городу) получили те же районы, что и в прошлый раз, за небольшими исключениями. Как и в прошлом году, все конкурсы прошли без борьбы. Но если тогда было хотя бы по два участника, то в этом году не создано даже видимости конкуренции. На все аукционы за исключением закупки по Калининскому району пришло только по одному подрядчику, с которыми и заключили контракты.
Причем, как уже писал "ДП" (см. № 197 от 17.12.2019), одновременно с объявлением Комблагом аукционов по содержанию дорог поиск субподрядчиков на ручную уборку тротуаров в конкретных районах объявили и дорожные предприятия. Удивительным образом, например, ГУДП "Центр" стало победителем именно в тех районах, по которым заранее искал дворников.
Власть районов
В начале октября губернатор Александр Беглов намекал, что в ближайшие годы система содержания дорог должна измениться: "Завершив оснащение и подготовку персонала и сбалансировав нормативы, мы сможем перейти к следующему этапу реформы: передать полномочия с необходимыми ресурсами и финансированием районным администрациям и их подведомственным учреждениям".
До этого в Смольном долго критиковали сложившуюся систему уборки: за дороги и тротуары отвечают выбранные по конкурсу подрядчики, за крыши жилых домов и придомовую территорию — управляющие компании, за нежилых — собственники, за дворы — они же, муниципалы и районы. В итоге все вместе не только не согласуют свои действия, но еще иногда перекидывают снег друг другу.
Вероятно, в первую очередь районам могут отдать уборку большей части внутриквартальных территорий. Затем, возможно, какие–нибудь небольшие дороги, а крупные сохранят за подрядчиками комитета по благоустройству. По схожей схеме работает Москва.
Однако начать решили не с дворов, а с тротуаров, и только в четырех центральных районах: Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском. В этом году часть узких тротуаров в них будут убирать жилищники. Насколько удачной окажется эта система, покажет грядущая зима.
В комитете по благоустройству, впрочем, не хотят расставаться с полномочиями по содержанию дорог. В ведомстве заявили "ДП", что это приведет к увеличению затрат бюджета, так как в каждом районе придется создавать специальный штат чиновников.
Еще одна идея петербургских чиновников — перенять московский опыт, где оплата работ дорожных предприятий осуществляется принципиально иным способом. В столице уборкой заведует единственное ГБУ "Автомобильные дороги", которое перечисляет деньги дорожным предприятиям не по лимиту, а по фактически понесенным затратам. Это, в частности, позволяет подрядчикам в случае сильных снегопадов привлекать дополнительные силы и потом получать на них финансирование. В чем–то разница между уборкой дорог в двух столицах похожа на разницу в строительстве метро: в Москве деньги подрядчикам раздают централизованно и без конкурсов.
В случае с ГБУ возможно избежать конкурсных процедур по 44–ФЗ, и это главное преимущество такой системы. По аналогии со столицей таковым можно было бы сделать ГУДП "Центр" с подразделениями в лице "Коломяжского", "Курортного" и так далее. Однако это достаточно сложная юридическая схема, просто так на нее не перейти, пояснил "ДП" источник в Комблаге. Да и Петербург не Москва.
“
С 1 ноября мы экспериментально 2 месяца убираем узкие тротуары на 28 улицах. Эти улицы мы закрепили за тремя жилкомсервисами, кто–то из них работает своими силами, кто–то нанимает подрядчиков, либо комбинированно. У ГУДП "Центр" достаточно крупная техника, которой сложно убирать узкие тротуары, и руки до них часто не доходили, поскольку приоритет отдается крупным магистралям. Это большая проблема, теперь узкие тротуары мы решили убирать небольшой техникой, которая есть в жилкомсервисах. Скорее всего, этот эксперимент нам продлят.
Максим Мейксин
глава администрации Центрального района