Новогодние каникулы — хлебное время для event–агентств и профессиональных актеров, переодевающихся в Дедов Морозов и Снегурочек. В зависимости от опыта работы небольшие компании за высокий сезон могут заработать от 200 тыс. до 1 млн рублей.
Представители event–рынка говорят, что в зимние праздники в Петербурге Дедами Морозами и Снегурочками становятся до 200 артистов, а event–агентства в этот период формируют до трети годовой выручки.
В последние несколько лет вновь стало популярным заказывать визит сказочных персонажей на дом. Обеспечить приход таких гостей в городе готовы около 30 компаний. Подобные услуги предоставляют и самозанятые граждане, которые публикуют свои предложения в соцсетях и на сайтах частных объявлений, таких как "Авито".
Стоимость вызова новогодних персонажей на дом возрастает по мере приближения Нового года, а приезд Деда Мороза на 25 минут непосредственно в ночь с 31 декабря на 1 января обойдется более чем в 6 тыс. рублей.
С доставкой на дом
Руководитель творческого коллектива компании "Питермороз" Роман Пущин отметил, что около 70% новогодней выручки обеспечивают заказы визитов Деда Мороза и Снегурочки. Впрочем, в пересчете на почасовую оплату участие в корпоративных мероприятиях оказывается выгоднее, уточнил он.
В сегменте домашних визитов конкуренция огромная. Тем не менее многие актеры покупают или арендуют костюмы и не снимают их практически всю последнюю неделю декабря.
Актриса Алена Ермакова, которая уже не первый год работает Снегурочкой, рассказала, что теперь мало просто надеть сказочный костюм, войти в нем в квартиру и вынуть из мешка подарок для ребенка. "В этом году часто заказывают не только игровую программу с Дедом Морозом и Снегурочкой, а просят показать спектакль. Если зрители — детская аудитория, то сюжет строится по мотивам популярных новогодних мультфильмов. Например, в этом году в моде герои "Холодного сердца — 2", — рассказывает она.
По словам Ермаковой, актерская работа неплохо оплачивается. "Даже если заказать костюмы по 60 тыс. рублей каждый, можно в итоге заработать более 100 тыс. рублей", — добавляет актриса.
Руководитель "Службы заказа Деда Мороза и Снегурочки на дом" Алексей Лаптев также отмечает, что Новый год — достаточно прибыльный праздник, причем заказы поступают не только на декабрь, но и на январь.
"Мы с 2013 года организуем визиты Дедов Морозов и Снегурочек на дом. В последние годы выросла конкуренция со стороны частников. Они в основном демпингуют, зато у профессионалов не бывает ситуаций, когда на праздник может прийти пьяный Дед Мороз. В отличие от "самозванцев", компании отвечают за качество шоу своей репутацией, и клиенты это понимают", — считает Лаптев. Он добавил, что в сезон его компания выполняет около 200 выездов. И с каждым годом это число растет.
А вот руководитель компании "Кухня эмоций" Дмитрий Стручков, наоборот, отметил, что спрос в 2019 году немного упал, что связано с низкой покупательной способностью населения. "В 2016 и 2017 годах праздников и выездов на дом было примерно на 15% больше, чем сейчас", — подсчитал предприниматель. Тем не менее прибыль компаний в декабре все равно стабильно увеличивается вдвое.
Многие фирмы организуют не только корпоративы, выезды на дом, но и проводят утренники в детских садах.
"Там работать немного сложнее, так как в садики запрещено привлекать артистов, но родители находят выход из ситуации и устраивают праздник, не афишируя тот факт, что была произведена оплата услуг", — рассказал Дмитрий Стручков.
По словам представителей рынка, Деда Мороза со Снегурочкой часто приглашают и на взрослые мероприятия. Количество таких заказов сравнимо с числом визитов на дом.
"Прибыль в период новогодних праздников зависит от срока работы агентства на рынке и количества клиентов. Начинающие зарабатывают до 200 тыс. рублей, а если компания на рынке более 5 лет — то 1 млн рублей и больше", — заключает Стручков.
Корпоративный дух
Хотя спрос на новогодние шоу сохранился, компании, которые их организуют, констатируют, что клиенты в последние годы начали экономить. Соучредитель event–агентства Team for Dream Мария Богданова рассказала, что по сравнению с прошлыми годами заказчики стали тщательнее считать затраты, минимизировать бюджет и находить креативные решения для того, чтобы сократить расходы на корпоративы.
"Некоторые фирмы бронируют праздничные мероприятия не на самые ходовые даты, например на начало декабря, кто–то переносит празднование Нового года на январь", — говорит Мария Богданова.
"Несмотря на то что в 2019 году многие компании оптимизируют свой бюджет и внимательно относятся к выбору подрядчиков, люди отмечают новогодние праздники, так как это важная часть корпоративной культуры. Основной задачей таких встреч является раскрытие творческого потенциала сотрудников, возможность хорошо провести время в кругу единомышленников, укрепить командный дух и донести ценности компании. Сейчас время более свободных людей по духу восприятия мира, и хорошие руководители через корпоративные мероприятия повышают лояльность к своим компаниям", — отмечает директор event–отдела компании "Паритет Events" Юлиана Ряннель.
По ее мнению, чаще всего организуются корпоративы на 50 человек и в основном своими силами. В этом случае затраты составят около 600 тыс. рублей. Если говорить про более крупные организации, то они закладывают бюджет от 2–3 млн рублей.
В декабре у каждой занимающейся праздниками компании получается 10–20 мероприятий, но все зависит от штата сотрудников. В городе можно насчитать около 10 крупных агентств, которые работают на этом рынке более 5 лет и имеют постоянных клиентов.
"Малый и средний бизнес считает деньги очень внимательно и с умом, понимая, что мероприятия в конце года — это важная составляющая корпоративной культуры. При этом следует отметить, что люкс–сегмент немного просел, и в Москве таких корпоративов в десятки раз больше, чем в Петербурге. У нас звезд в этом году поменьше приглашают, поэтому нельзя сказать, что на праздники у нас деньги "выбрасываются", — рассказывает Ряннель.
"Выручка в новогодний период сопоставима с показателями мая–июля, когда компании проводят спортивные турниры и фестивали. Примерно 30% нашего годового оборота приходится на эти месяцы и около 15% — на зимние праздники, остальные доходы распределяются в течение года более–менее равномерно", — добавляет Мария Богданова.
Впрочем, зимой увеличивается и себестоимость организации корпоратива. Например, гонорар кавер–группы в другое время составит 60 тыс. рублей, а сейчас — не меньше 100 тыс. рублей, ведущие также поднимают стоимость своих услуг.
"Цены растут минимум в полтора раза, аренда площадок тоже дорожает, а непосредственно на новогоднюю ночь цены поднимаются в несколько раз", — рассказывает Мария Богданова.
Руководитель направления детских праздников Happy kids агентства Happy Events agency Екатерина Кашеляева отметила, что 31 декабря — самый прибыльный день в году, поскольку все компании получают двойную оплату за проведение мероприятий.
Для "фирменных" детей
Руководитель агентства детских праздников "Сказочная галерея" Дмитрий Александров в разговоре с "ДП" отметил, что предновогодний период по сравнению с остальным временем может быть более прибылен еще и потому, что компании теперь достаточно часто организовывают корпоративные мероприятия для детей своих сотрудников.
"Сейчас сложился определенный тренд, компании устраивают family day не только зимой, но и летом", — соглашается с ним Ермакова.
Представители рынка отмечают, что среднестатистическая петербургская организация на проведении новогодних корпоративов и выездов Деда Мороза на дом может получить доход в сумме около 700 тыс. рублей.