Строить карьеру со школы: в развитие каких программ инвестируют бизнес и город

Автор фото: пресс-служба "Главстрой Санкт-Петербург"

В последние несколько лет в регионах страны открывается всё больше предпрофессиональных классов. Это часть процесса по развитию технологического лидерства России — задачи, поставленной президентом. Причём как показывает практика, для достижения цели не всегда обязательна цепочка "школа – ссузы/вузы – работодатель". Бизнес находит разные варианты.

В рамках специальной программы нацпроекта "Образование" в России с 2019 года до конца 2024-го должно было быть построено 1300 новых школ. План был выполнен 1 сентября текущего года. Но важен не только факт достижения установочных цифр, которые президент озвучил в послании 5 лет назад.
В реализации программы применялся в том числе механизм государственно-частного партнёрства — и эксперты отмечают, что за счёт частных инвестиций новые образовательные объекты получили более современное оснащение. Да и многие предложенные проекты далеки от типовых. Отсюда — больше возможностей сделать обучение не просто более практиориентированным, но и интересным. Немаловажно, когда стоит задача не просто дать знания, а увлечь подрастающее поколение той или иной профессией. А запрос на кадры растёт во многих сферах.
Например, в Петербурге в числе отраслей-лидеров по количеству вакансий — промышленность, энергетика, строительство, торговля, культура, отели, предприятия общественного питания и даже государственное управление. Например, в строительстве, согласно оперативным материалам Петростата, в августе было занято 58,6 тыс. человек — на 5,5% меньше, чем годом ранее. Но для развития экономики нужна обратная динамика.
Так, согласно концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, утверждённой Правительством РФ в конце октября 2024-го, к концу года численность специалистов, занятых в этих сферах, должна составить 6,5 млн человек, а в 2030 — уже 6,8 млн, в 2035 — 7,3 млн. И частично этот прирост необходимо обеспечить за счёт молодых квалифицированных специалистов, окончивших вузы и колледжи. Для достижения цели в концепции также предусмотрен раздел по популяризации строительных профессий.
О необходимости увеличения масштабов соответствующих рекламных кампаний в Петербурге эксперты говорят давно. А разрушать стереотипы позволяют в том числе профильные предпрофессиональные классы, новые условия обучения и современные форматы взаимодействия с подрастающим поколением.
Автор: пресс-служба "Главстрой Санкт-Петербург"
К слову, в начале ноября на стратегической сессии под руководством председателя правительства РФ Михаила Мишустина, посвящённой развитию инженерного образования в стране, — губернатор Петербурга отметил, что Северная столица является лидером в создании новой системы ранней профориентации школьников.

Место встречи интересов

Лидерство Петербурга обеспечивается за счёт реализации разных проектов. "Система образования Санкт-Петербурга насчитывает более 650 общеобразовательных учреждений. За счёт грантовой поддержки за 4 года оснащены высокотехнологичными мастерскими более 200 школ и сейчас адресной программой осуществляется оснащение школ более 400 лабораториями и мастерскими, — рассказывает руководитель Центра образовательных программ Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП СПБ) Санкт-Петербурга Ольга Шацкая. — Параллельно с материально-техническими ресурсами в школах усиливается роль профессиональной направленности обучения и активно реализуется Единая Модель Профориентации. Школьники уже с 6 класса участвуют в профессиональных пробах и к 9-10 классам "нащупывают" то увлечение, которое может стать их профессией".
Эксперт уточнила, что общеобразовательные организации системно работают с ЦОПП СПБ. По её словам, эта структура призвана соединить образование и экономику города. Кроме того, Ольга Шацкая рассказала о результатах проекта "Моя первая профессия", который реализуется в Северной столице с 2023-го. В первый год реализации — 197 выпускников, за неполный 2024-й — 1560 выпускников. В проекте участвуют более 40 предприятий. "Роль разная: предоставление базы, ресурсов, экспертная оценка учебных материалов, участие в итоговой аттестации. Бизнес повернулся лицом к школе и очень активно включается в подготовку кадров. Тренд этого лета — временное трудоустройство выпускников проекта", — уточнила эксперт.
В рамках проекта "Моя первая профессия" на данный момент ребята могут освоить 23 профессии. По окончании обучения они получают свидетельства о профессии рабочего, должности служащего. Документ позволяет трудоустроиться сразу либо по достижении 18 лет, в зависимости от специфики предприятия и других условий.
Но несмотря на такую огромную ложку позитива, есть капля дёгтя: предпрофессиональные классы могут себе позволить не все школы — и прежде всего это касается старых зданий, поясняют специалисты. Особенности проектирования, наличие площадей и другие факторы не дают развернуть там современные проекты, установить необходимое оборудование в достаточном объёме. В противовес — в новых жилых районах появляется всё больше прогрессивных школ с нестандартными подходами к обучению. Девелоперы подключаются к процессу оснащения школ и созданию разнообразных образовательных программ для школьников, таким образом внутри новых районов создаются целые образовательные кластеры.
Один из последних примеров — "Строительный класс" в школе №142, расположенной на территории "Северной долины" в Выборгском районе города. Он открыт 1 сентября 2024 года. Это уникальный проект по подготовке кадров для стройотрасли со школьной скамьи. Его одной из первых в стране реализовала компания "Главстрой Санкт-Петербург", основанная промышленником Олегом Дерипаска, который многие годы поддерживает различные проекты образования для развития кадрового потенциала страны.
Проект также стал частью программы "Моя первая профессия". Кроме того, в рамках цепочки "школа — вуз — работодатель" застройщик реализует программу "Архитектурно-строительные горизонты: путь к профессии". В 2023 году курс был запущен в школе №428 в "Юнтолово", а в 2024 году на базе школы №142 в "Северной долине". Партнёром проекта выступает Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Программа разработана для учащихся 7–10 классов. В формате воркшопа, проектной работы и лекций школьники на несколько академических часов становятся градостроителями, ландшафтными и средовыми дизайнерами, реставраторами.
Третий проект компании "Главстрой Санкт-Петербург" для школы №142 — курс "Знакомство с теорией решения изобретательских задач и другими методами активизации творческих способностей". Занятия для учащихся 8–9 классов "Северной долины" проходят раз в неделю.
Это пример тренда, который набирает популярность в бизнес-среде, — шефство над школами. А ещё подтверждение, что к такому эффективному инструменту бизнес будет подключатся всё активнее.
Автор: пресс-служба "Главстрой Санкт-Петербург"

Расширять горизонты

По словам Ольги Шацкой, бизнес не только даёт ресурсы — предприятия присматривают себе кадры: заключают целевые договоры на обучение, трудоустраивают ребят летом. Но польза заключается также в том, что в данном случае у детей — профессиональное самоопределение осознанное. "На рынок придут заинтересованные, мотивированных работники, не будет "балласта" в отраслях", — уверена эксперт.
С другой стороны, больше вариантов появляется и у детей: даже ещё обучаясь в школе, они могут изменить свою дальнейшую профессиональную траекторию без потери времени и сил, поясняет эксперт. Что касается интересов, то вновь всплывает вопрос популяризации определённых специальностей и информирования прежде всего родителей о перспективах. "Школьники сейчас грезят быть программистами. Но рынок требует умения работать руками. Поэтому все профессии, связанные с производством, будут востребованы детьми и родителями", — говорит Ольга Шацкая.
Кстати, бизнес концентрируется не только на отраслевой направленности проектов. И в этом случае социальное партнёрство воплощается в разных форматах. Экскурсии, экоинициативы, спортивные праздники, благотворительность — здесь уже многое зависит зачастую не только от специфики сферы, которую представляет работодатель, но и от "запроса локации". То есть бизнес предлагает то, чего в близлежащих образовательных учреждениях пока нет — но что требуется детям или жителям микрорайона.
Так, например, в экорайоне "Юнтолово" в школе №428 ещё в 2020 году "Главстрой Санкт-Петербург" совместно с администрацией школы открыл Центр обучения детей и подростков технологиям цифрового производства "Техноспейс". Два просторных класса оборудованы современными компьютерами, 3D-принтерами, сканерами, фотоаппаратами, конструкторскими, слесарно-монтажными наборами. Около 30% обучавшихся по программе уже стали студентами технических вузов.
По словам директора по управлению персоналом "Главстрой Санкт-Петербург" Анны Лях, компания, помимо решения проблемы кадрового дефицита, преследует и ещё одну не менее важную цель.
"Это развитие привлекательности наших территорий, создание правильной и полезной жилой среды, а также дополнительной ценности для наших жителей и их детей с точки зрения получения образования. Часто бывает, что родители переезжают поближе к какой-то конкретной школе, чтобы отдать ребёнка в специализированный класс. Мы хотим предложить нашим жителям множество возможностей для получения качественного образования рядом с домом. Помочь найти призвание и открыть талант детей", — говорит Анна Лях.
Интерес бизнеса к подобным проектам закономерен. Город в сотрудничестве с вузами, научными институтами и бизнесом на базе школ открывает "инженерные классы". Из регионального бюджета были предоставлены субсидии на сумму 950 млн рублей на обновление кабинетов биологии, химии, физики — ими воспользовались 430 школ. В городе начали строить специальные образовательные полигоны.
К началу текущего учебного года создано 11 центров цифрового образования (ЦЦО), в том числе 1 "IT-куб" и 10 "ИнфинITи". Всего их в городе 33. Для внедрения цифровой образовательной среды за счёт средств федерального и регионального бюджетов материально-техническая база обновлена в 140 общеобразовательных учреждениях. А в рамках регионального проекта "Современная школа" к сентябрю 2024-го открыты 3 детских технопарка "Кванториум". Всего их сегодня 6. В 2025 году на реализацию госпрограммы "Развитие образования в Санкт-Петербурге" в проекте бюджета заложено 311 млрд рублей, 146 из них — на общее образование.