Вместе с ней, естественно, и выручка ретейла. Но, как оказалось, в этом можно найти плюсы.
Самый очевидный — кризис закаляет отечественные торговые сети. В непростых условиях выживания розница вынуждена работать эффективнее, с каждым годом придумывая новые способы привлечь покупателя.
Одна из заметных тенденций уходящего года — спад потребительского интереса к гипермаркетам. Основатель фудтех–сервиса iGooods Григорий Кунис объясняет это изменением привычек клиентов: "Тратить на покупку продуктов целый выходной день люди больше не хотят. К тому же некоторым покупателям некомфортно расходовать большую сумму денег, закупая еду на неделю. Они предпочитают несколько раз сходить в магазин у дома, единовременно тратя меньшие суммы".
Ретейлеры в 2019 году приступили к трансформации самого формата сетей, в традиционных гипермаркетах вводят все больше новых видов услуг. Самые консервативные начинают с банального кофе навынос. "Магнит" открыл свой суперстор, тренду следуют также "Лента" и "Перекресток".
Кроме того, розница пытается уходить от модели глубоких скидок. Эксперт по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин объясняет: "Акции в 50–80% сети вводили не от хорошей жизни — в 2015–2016 годах в условиях кризиса это помогало привлечь потребителей. Но временная мера избаловала аудиторию, и в результате ретейлеры столкнулись с тем, что по некоторым категориям товаров финансовые показатели уходили в минус. В конце уходящего года можно было заметить, что скидки с диапазоном 10–15% встречаются гораздо чаще. Ретейл старается отучить потребителя от глубоких скидок. В 2020 году ценников, минусующих 50%, будет еще меньше".
По ту сторону цифры
Бурное развитие идет по части технологий — в 2019 году многие крупные ретейлеры заметно улучшили свои приложения. Один из главных трендов — персонализация предложений. "Торговые сети анализируют предпочтения покупателей и предлагают именно те категории товаров, которые им наиболее интересны. Персонализированный подход позволяет сетям стимулировать трафик в своих магазинах в условиях кризиса", — комментирует Михаил Лачугин.
Все рекорды бьют показатели интернет–торговли — объем онлайна в этом году увеличился на треть. По итогам первых 9 месяцев 2019–го оборот Wildberries, например, достиг 140 млрд рублей, что на 84% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом количество заказов увеличилось более чем вдвое. Впечатляющие показатели и у компании Ozon: в 2019–м оборот их продаж в Петербурге вырос на 33%, а количество заказов — на 56% (по сравнению с 2018–м).
Продуктовый ретейл также развивает каналы онлайн–продаж. Так, количество заказов интернет–магазина "Перекресток" увеличилось более чем в 4 раза.
Зеленеющие сети
2019–й ознаменован усилением тренда на ЗОЖ и экологию — вот и петербургские ретейлеры активно "зеленеют". В "Магните" отмечают, что здоровое питание — это уже не узкая ниша, а полноценный сегмент рынка, который будет только расти. "Российские компании начинают выделять в своей структуре направление устойчивого развития бизнеса, делать заботу о природе частью корпоративного бренда", — комментируют представители компании.
В Петербурге начали открываться магазины товаров без упаковки, "Пятерочка", "Лента" и "Ашан" запустили проект по использованию многоразовых мешков для взвешивания фруктов. Сегодня практически во всех крупных сетях появилась биоразлагаемая посуда, а "Азбука вкуса" и "ВкусВилл" вовсе отказались от пластиковых пакетов.
Наши дорогие магазины
Уходящий год для российских торговых сетей был полон внутренних интриг.
В конце апреля "Севергрупп" Алексея Мордашова закрыла сделку по покупке акций "Ленты" у TPG Group (34,45%, за исключением казначейских бумаг) и ЕБРР (7,47%), получив в компании 41,9%. Сумма сделки составила $729 млн. В мае Мордашов возглавил совет директоров компании. Еще в совет вошел замгендиректора ООО "Севергрупп", бывший глава онлайн–гипермаркета "Утконос" Максим Бахтин, ставший неисполнительным директором торговой сети. Но уже спустя 2 месяца он неожиданно оставил должность, которая тоже отошла к Мордашову.
По итогам этих событий у "Ленты" закономерно сменился финансовый директор — им стал Руд Педерсен, ранее занимавший должность финдиректора в Carlsberg Eastern Europe.
В 2019 году петербуржцы наблюдали закрытие магазинов "Лайм", "Полушка" и "Всенародный". К концу декабря городской рынок, по сути, покинул торговый дом "Интерторг": большинство универсамов и супермаркетов сетей "Семья", Spar и "Идея" прекратили работу 19 декабря. Холдинг "Продовольственная биржа", развивающий сети, передал часть объектов X5 Retail Group.
Сама X5 Retail Group по итогам III квартала 2019–го показала снижение прибыли на 72,3% — с 8,087 млрд до 2,238 млрд рублей. В компании такую динамику объясняют трансформацией гипермаркетов "Карусель" — в сентябре было принято решение к 2022 году закрыть 20 торговых точек.
"Магнит" в 2019 году показал рост выручки на 10,5%, однако чистая прибыль ретейлера за 9 месяцев уходящего года сократилась на 57,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистый долг компании в июле составлял 181,4 млрд рублей (на 31,64% больше, чем в конце 2018–го). Аналитики рынка, впрочем, называют эти показатели оправданными: ретейлер открыл много новых магазинов и ускорил программу редизайна ("Магнит" объявил о запуске единого бренда для всех торговых точек, также сеть начала тестировать форматы "Магнит Вечерний", "Магнит Сити" и точки на АЗС, также был обновлен подход к работе "Магнит–Опт").
Год на книжном рынке запомнился занимательным кадровым круговоротом в сети магазинов "Республика", принадлежащей Вадиму Дымову. В августе с поста гендиректора ушел Илья Криворот, занимавший эту должность на протяжении 5 лет. Ему на смену был назначен бывший топ–менеджер K–Rauta и "О`Кей" Михаил Ахмедов, но уже через месяц, в сентябре, его сменил Илья Тимченко — бывший управленец уже закрытых сетей "Белый ветер цифровой" и "Связной Enter".
Городской книжный ретейл в ближайшее время ждет пополнение — сеть "АзъБука" в 2019 году заявила о намерении открыть в Петербурге 10–15 магазинов. Инвестиции в одну торговую точку оцениваются в 6–10 млн рублей.
Длящийся несколько лет акционерный конфликт "Юлмарта" в 2019–м, как кажется, подошел к логическому завершению. Весь год говорилось о том, что совладельцы компании ведут переговоры о продаже контрольного пакета акций. В декабре в интервью "ДП" о намерении стать основным владельцем холдинга заявил глава совета директоров АО "Петербургский нефтяной терминал" и владелец панамской Ledaro Investments S. A. Михаил Скигин.
В fashion–ретейле порадовала крупной сделкой Melon Fashion Group, которая купила бренд Sela: 1 августа под управление группы перешли 278 магазинов в России, Молдавии, Казахстане, Киргизии и Белоруссии, а также интернет–магазин. Дела у MFG в целом идут неплохо: выручка за год выросла на 27%, чистая прибыль — больше чем на 40%. По оценке генерального директора компании "INFOLine" Ивана Федякова, в 2020 году ожидать роста ретейла не стоит: "Снижающаяся инфляция станет для розницы вызовом. Раньше нерастущие физические объемы продаж частично компенсировались ростом цен, за счет этого сети получали положительные финансовые результаты". Сегодня каждый ретейлер стремится совершенствовать свои программы развития в условиях падения потребительной способности. Тем не менее, по единодушной оценке аналитиков, конкуренция на рынке в следующем году только усилится.