Эксперты фиксируют новые схемы обмана и ратуют за ужесточение наказания для нарушителей закона.
Страховщики России за 9 месяцев 2019 года направили в правоохранительные органы более 9,5 тыс. заявлений о подозрении в страховом мошенничестве. В свою очередь, в полиции приступили к подготовке 20% дел, возбужденных по ним, к судебному разбирательству, подсчитали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).
По оценке экспертов, сильнее других мошенничеству подвержена сфера автомобильного страхования. Самый уязвимый в нем сегмент — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). По данным ВСС, на этот сегмент приходится 88% криминальных случаев (2 года назад — 90%). При этом доля каско за тот же период выросла с 5 до 8%.
По мнению экспертов, в целом до 70% фактов мошенничества составляют так называемые бытовые случаи, когда автовладельцы завышают реальный ущерб на 30–50 тыс. рублей, чтобы получить выгоду из реального страхового случая. Однако итоговая сумма получается внушительной. Участники рынка оценили убытки от мошенничества за 9 месяцев 2019 года в 6 млрд рублей.
Пограничный Петербург
По итогам первого полугодия 2019 года Санкт–Петербург вошел в топ–35 регионов России с наиболее крупными суммами ущерба от мошенников в сфере страхования, который составляет Российский союз автостраховщиков (РСА). В этом рейтинге Петербург переместился из "зеленой" зоны в "желтую" (по состоянию на 30 июня 2019 года по сравнению с предыдущим, составленным 1 апреля 2019–го). Ситуацию в "желтых" регионах эксперты оценивают как пограничную, которая в любой момент может перейти в критическую.
По данным ЦБ РФ, за 9 месяцев 2019 года объем страховых выплат по ОСАГО в Петербурге составил 5,23 млрд рублей, премий — 8,73 млрд. Таким образом, их соотношение составляет 59%.
Это означает, что ОСАГО как вид страхования достаточно прибылен.
При этом РСА фиксирует в Петербурге отношение судебных расходов к сумме основного требования в 148% (при среднем по России в 94%), а уровень выплат с учетом расходов на ведение дел — 71%. Это свидетельствует в том числе об активности недобросовестных посредников.
Одна из самых популярных мошеннических схем — "неслучайные" ДТП с участием ранее поврежденных автомобилей и восстановленных буквально из "папье–маше".
"В каско это, как правило, "неслучайные" хищения, когда страхование осуществляется уже с прицелом на последующую перепродажу автомобиля в страны ближнего зарубежья. В таких случаях автомобили продаются за пределы России, а аналогичные ездят по городу с их номерами, попадая на записи с камер видеофиксации с последующим заявлением об угоне", — рассказывает руководитель управления урегулирования розничных убытков по СЗРЦ АО "АльфаСтрахование" Заур Карданов.
По его оценке, проблема мошенничества на Северо–Западе стоит достаточно остро, однако большинство заявлений с мошенническими схемами заканчиваются реальными приговорами (ст. 159 УК РФ).
По данным директора департамента безопасности САО ЭРГО Евгения Латаша, в Петербурге высокий процент автоугонов по сравнению с другими регионами, в том числе с Москвой. "Мы это видим исходя из данных компании. Абсолютные цифры раскрыть не могу, но показатели Петербурга по угонам примерно в 2–3 раза выше, чем в Москве и в среднем по России. Мы достаточно активно взаимодействуем с другими страховыми компаниями для расследования подобных случаев, и коллеги по рынку также подтверждают эту тенденцию", — отмечает эксперт. По данным его компании, количество угонов в Петербурге сохраняется примерно на одном уровне: в пределах полутора сотен машин в год.
На Северо–Западе пользуется популярностью страховка "Зеленая карта", она необходима для поездок в большинство зарубежных стран. И в Петербурге фиксируют наибольшее число продаж фальшивых полисов этого вида. "Недобросовестные агенты реализуют полисы на бланках, которые ранее были утрачены. Соответственно, эти документы недействительны и не обеспечивают страховую защиту", — говорит Евгений Латаш. По такому полису, разумеется, не выплачивается страховое покрытие, а если при пересечении границы выяснится, что это фальшивка, владельцу грозит серьезный штраф (500 евро и выше в зависимости от страны).
Новые тенденции
В 2019 году самой большой суммой, на которую претендовали мошенники, стало 18 млн рублей. Это была попытка договорного угона Mercedes, рассказывает директор филиала компании "Ингосстрах" в Санкт–Петербурге Владимир Храбрых.
По его словам, "самоугоны", по статистике, входят в число самых распространенных схем, так же как инсценировки ДТП и умышленное повреждение своего автомобиля с целью получить выплату по каско. Нередко мошенники подменяют в онлайн–полисах ОСАГО данные о водителе и автомобиле на фальшивые, чтобы снизить стоимость полиса.
По данным Храбрых, в 2019 году росло число незаконных попыток получить выплату по каско. Появилась также тенденция использовать в мошеннических схемах каршеринговые автомобили в качестве "виновников" ДТП. По оценке эксперта, из общего числа убыточных для компании полисов признаки мошенничества имеют 8–10%. В свою очередь, правоохранители по заявлениям страховщиков возбуждают уголовные дела не более чем в 12% случаев.
Полиция и суды стали уделять больше внимания этой теме и стараются разобраться в ее тонкостях, однако ситуация пока еще далека от идеальной, говорят участники рынка. Привлечь к уголовной ответственности (ст. 159.5 УК РФ) возможно в отношении организованных преступных групп в рамках оперативно–разыскной деятельности, но это очень сложно, рассуждает Храбрых. По его мнению, ужесточение наказания за "покататься" и "погреться в чужой машине" решило бы проблему угонов раз и навсегда. "Сейчас же, если злоумышленника ловят с поличным в угнанной машине и не находят инструментов взлома, он отделается условным сроком или предупреждением", — аргументирует эксперт.
В Институте региональных проблем добавляют, что выявили ряд закономерностей, которые могут предвещать всплеск страхового мошенничества в регионе. "Например, это сокращение уровня доходов жителей, рост их закредитованности. Таким образом, изменение социально–экономических факторов может повлиять на уровень страхового мошенничества", — отмечает директор института Дмитрий Журавлев.