Окончание 2019 года запомнится неожиданными коллаборациями в ретейле: в отделениях Сбербанка открылись точки McDonald’s, "М.видео–Эльдорадо" собралось сотрудничать с кофейнями Cofix, а салоны связи увлеклись продажами "кофе с собой".
Формат shop–in–shop становится все популярнее у российских ретейлеров. В Петербурге такой вариант ведения бизнеса преимущественно востребован предпринимателями, работающими в исторической части города. Основная причина перехода к совместному пользованию одним торговым пространством — высокие ставки аренды.
Свободные метры
По данным Knight Frank St Petersburg, за 2019 год арендные ставки в городе выросли в среднем на 2%, а число закрытий и открытий торговых точек сравнялось и составило 872 единицы. Вместе с тем в Colliers International отмечают, что за 2019 год доля вакантных площадей в центральных торговых коридорах Петербурга увеличилась на 3,4%, до 8,2%. Больше всего пустует помещений на Невском проспекте между площадями Восстания и Александра Невского, на улице Рубинштейна и Большом проспекте Петроградской стороны. В тех же помещениях, которые удается сдать, в основном размещаются именно заведения общепита — в пяти ключевых торговых коридорах из 86 помещений 40 заняты именно кафе и ресторанами.
По словам Владимира Каличавы, руководителя департамента услуг для ретейлеров Colliers International, чаще всего арендаторы прибегают к совместному использованию площадей с целью снизить нагрузку по арендной плате. Существенного увеличения трафика при этом не наблюдается, однако формат shop–in–shop в некоторых комбинациях благодаря пересечению целевых аудиторий способен привлечь новых клиентов, а также повысить лояльность посетителей благодаря расширению перечня услуг. "Так, в свое время распространение получила комбинация страховых и банковских услуг c ретейлом, а сейчас появляются различные коллаборации с кофейнями", — заключает эксперт.
Необычные и привычные коллаборации
В конце прошлого года Сбербанк запустил в одном из своих заведений точку McDonald's. Правда, непосредственно в банке еду не готовят, там можно только выпить кофе и заказать доставку из ближайшего ресторана сети от Delivery Club, который, кстати, входит в экосистему Сбербанка. "М.видео–Эльдорадо" создаст в своих магазинах кофейни coffee–to–go совместно с Cofix.
Эксперты рынка отмечают, что формат shop–in–shop находится на пике развития. По мнению директора по развитию группы компаний Renta Марины Пузановой, его частое использование в последнее время обусловлено не только тем, что современный покупатель пресыщен разными форматами и ретейлеры ищут новые возможности привлечь внимание клиентов. "Любая новая активность в основном магазине — это дополнительные трафик и арендный доход на фоне снижения потребительского спроса. Для оператора shop–in–shop такой формат торговли является возможностью легко стартовать и привлечь клиентов магазина–донора. Чаще всего возникают коллаборации, когда shop–in–shop предлагает товары, смежные с линейкой, представленной в основном магазине, или дополняющие его ассортимент", — считает она.
В пресс–службе "М.видео" пояснили, что одними из основных причин запуска магазинов в новом формате стали высокие ставки арендной платы и снижение покупательского спроса. "А для "М.видео" кофейня в магазине — это еще и дополнительный сервис для посетителей, возможность сделать процесс выбора и покупки техники более комфортным и приятным", — рассказали в пресс–службе. В 2019 году также появился кобрендинговый проект совместно с МТС — магазин цифровой техники и телеком–услуг. "В перспективе компании видят потенциал не только в совместных розничных продажах, но и в проектах, связанных с финансовыми сервисами, программами лояльности и аналитикой данных", — добавляют в пресс–службе.
В Cofix сообщили, что работа в формате shop–in–shop помогает увеличить долю и присутствие компании на рынке.
"У нас никогда не было проблем с трафиком, мы как раз выступаем его генератором. Есть случаи, когда появление кофейни в ТЦ меняло потоки посетителей и делало второстепенный вход главным", — отмечают в компании.
Добро пожаловать в сельпо!
Представители рынка рассказали, что сейчас формат классического магазина, который продает товары одного вида, уже менее эффективен. Теперь актуальны сервисный центр и мультиканальная точка продаж, в рамках которой объединяется несколько форматов. В долгосрочной перспективе конкурентоспособными окажутся те ретейлеры, которые смогут трансформироваться и выйти за рамки своего типа, предложив покупателям оригинальный, гибко и постоянно обновляющийся ассортимент и современные, высокотехнологичные сервисы.
В пресс–службе ГК "Обувь России" уверены: тенденция набирает обороты из–за того, что ретейлеры ищут для себя новые точки роста и способы повышения рентабельности магазинов.
"В последние годы традиционный ретейл растет не очень быстро в силу слабой покупательской активности. Кроме того, стремительно развивается онлайн–торговля, и часть клиентов уходит в интернет. Поэтому магазины тестируют и внедряют новые инструменты, чтобы привлечь покупателей и увеличить трафик", — уверены в ГК "Обувь России".
Поменялись и предпочтения потребителей. "Для современного покупателя важны наличие интересных сервисов и новый покупательский опыт, а его можно сформировать, если предложить что–то оригинальное, постоянно обновлять и расширять ассортимент и набор услуг. Поэтому появляются такие проекты, как кофейни на базе салонов связи, точки питания в банках", — заключили в компании.
А в это время в сетях
Крупные торговые сети уже не первый год предлагают свои площади субарендаторам под размещение пунктов выдачи онлайн–заказов. Теперь квадратные метры у крупной компании могут арендовать фермерские лавки и кофейни. В некоторых магазинах "Лента" в Петербурге открылись кофейные островки в торговой зоне, в "Перекрестке" можно купить суши, в закрывшемся Spar работали лавки фермеров из Ленобласти. В пресс–службе X5 Retail Group рассказали "ДП", что развитие дополнительных сервисов внутри магазинов позволяет сделать процесс покупок максимально удобным. Для ретейлеров это возможность расширить локальный ассортимент и спектр услуг, получаемых в одном месте, а для партнеров — получить стабильный покупательский трафик при умеренных инвестициях. "Таким образом, за счет синергетического эффекта крупный федеральный бизнес и небольшие местные предприниматели смогут добиться максимальных результатов. В Петербурге с торговой сетью "Пятерочка" сотрудничает около 400 компаний, представляющих свои товары и услуги в закассовой зоне или прямо в торговом зале", — заключили в компании.
Короче говоря, делиться своей площадью и искать новые форматы — необходимая мера для современной торговли. Иначе она просто не выживет.