Петербургская табачная фабрика "Петро", чья выручка в 2018 году составила 53 млрд рублей, проиграла в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам (СИП) спор о товарном знаке небольшой московской компании "Самарин". Как следует из картотеки арбитражных дел, предметом спора стали два товарных знака — "LD", принадлежащий петербуржцам, и "LT", права на который зарегистрировали москвичи.
Суть претензий "Петро" можно свести к следующему: компания первой зарегистрировала товарный знак "LD" ("Самарин" же сделал это позже), товарный знак москвичей похож на "LD" до степени смешения.
"В данном споре важным моментом является то, что правообладатели рассматриваемых регистраций используют для маркировки своей продукции сочетания двух согласных букв — LD и LT. Однако такие сочетания не носят словесный характер, не запоминаются потребителями и по общему правилу не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Исключением являются обозначения, которые приобрели различительную способность. Вместе с тем производители при регистрации доказали: потребители знают их товар и узнают его при совершении покупки", — отмечает Светлана Ускова, патентный поверенный юридической компании "Усков и партнеры".
Первоначально петербуржцы подали свои возражения в Роспатент против регистрации товарного знака ООО "Самарин", который отказал в удовлетворении требований "Петро". Как отмечает Светлана Ускова, палата по патентным спорам аргументировала отказ несколькими основными моментами: изобразительные товарные знаки не являются сходными, так как у них отличаются цвет, композиция и общее восприятие графики, потребители не путают данные логотипы, что не было опровергнуто. Кроме того, добавляет госпожа Ускова, различаются товары, которые указаны в перечнях товарных знаков: традиционные табачные изделия ("Петро") и электронные сигареты ("Самарин") имеют ряд различий, несмотря на то что относятся к одному классу Международного классификатора товаров и услуг (МКТУ). У данных товаров разный круг потребителей и условия реализации.
Отказ Роспатента "Петро" обжаловало уже в СИПе, который, впрочем, фактически поддержал позицию патентного ведомства.
При этом петербургский производитель сигарет, отмечает старший юрист, руководитель практики IP/IT юридической компании Maxima Legal Максим Али, уделяет внимание не только тому, чтобы регистрировать и поддерживать в силе свои товарные знаки, но и тому, чтобы очищать с их помощью рынок от контрафакта. "Примерами могут служить несколько решений арбитражных судов, где индивидуальные предприниматели привлекались к административной ответственности (как правило, штраф 50 тыс. рублей) за продажу контрафактных сигарет "Петро" (например, под знаками "LD" и "Тройка")", — добавляет Максим Али.
Важность споров о товарных знаках для производителей сигарет раскрывает Анастасия Герман, юрист юридической фирмы Intellect. Табачная продукция относится к товарам широкого спроса (так называемый рынок FMCG — fast moving consumer goods, быстро движущиеся потребительские товары). Главная особенность такого рынка заключается в том, что покупатель возвращается за товарами повседневного спроса в магазин регулярно, потому что не может без них обойтись. Цены на товары повседневного спроса всегда низкие, однако объем продаж дает производителю выручку, порой превышающую доход от продажи дорогой продукции. Согласно данным ретейл–аудита Nielsen, табачная продукция, в частности сигареты, наряду с алкоголем является самым популярным товаром повседневного спроса: 15% всех продаж на рынке занимают именно сигареты. Борьба за долю на рынке "происходит в том числе путем защиты исключительных прав на свои средства индивидуализации в суде с целью максимального недопущения конкурентов в такой лакомый кусок рынка FMCG", добавляет Анастасия Герман.
Спор между компаниями "Петро" и "Самарин" пока не окончен: петербуржцы подали кассационную жалобу, которая была принята к производству. Однако, по оценкам юристов, шансы на отмену решения первой инстанции СИПа крайне невелики.