Не исключено и продолжение перетока денег вкладчиков с депозитов в инвестиционные инструменты.
Рынок наверняка недосчитается еще части игроков, хотя массового отзыва лицензий не ожидается.
Давление на розницу
По оценкам ряда банкиров, увеличение объемов розничного кредитования в России в 2020 году замедлится примерно до 10% после роста на 20% в 2019 году. Такую оценку, к примеру, давал в начале декабря в одном из интервью заместитель президента — председателя правления банка ВТБАнатолий Печатников.
"Мы понимаем, что темпы роста банковской системы в следующем году будут несколько ниже. По нашим прогнозам, в 2020 году рост розничного кредитования составит 12–13%, корпоративного — 6–8%. В 2019 году, как мы ожидаем, розница вырастет процентов на двадцать, — рассказал "ДП" Михаил Иоффе, управляющий Северо–Западным филиалом банка "Открытие". — Прибыль банковского сектора в 2019 году ожидается на уровне 1,9 трлн рублей (против 1,7 трлн в 2018–м). На мой взгляд, будет хорошо, если в 2020 году она прирастет на 5–10%".
Замедление кредитования произойдет вопреки тенденции снижения ставок вслед за ключевой ставкой Банка России. Ключевую ставку к декабрю 2019 года регулятор снизил четырежды, в сумме на 1,25% годовых. Схожее по масштабу уменьшение ставок прошло по кредитам и депозитам. Обычно более дешевые кредиты привлекают больше заемщиков. Но сейчас есть сильные факторы, препятствующие ускорению кредитования. Банк России регулярно повышает надбавки к коэффициентам риска в сегменте необеспеченного потребительского кредитования в зависимости от полной стоимости кредита (ПСК). В 2018–2019 годах он провел такие повышения четырежды.
Кроме того, с 1 октября 2019 года регулятор ввел в действие показатель долговой нагрузки (ПДН) и дифференцировал надбавки к коэффициентам риска банков в зависимости от ПДН и ПСК. Банки и микрофинансовые организации теперь обязаны рассчитывать ПДН заемщиков–физлиц при предоставлении необеспеченных кредитов и займов размером от 10 тыс. рублей. В итоге банкам становится менее выгодно кредитовать население из–за роста нагрузки на капитал.
"Главная тенденция 2020 года — сдерживание роста потребительского кредитования, — уверен Александр Абакумов, председатель правления Заубер Банка. — 1 октября ЦБ ввел новый показатель ПДН для оценки банками качества заемщиков. В течение календарного года данный показатель будет применим для необеспеченных кредитов, а 1 октября 2020 года будет введен для кредитов с обеспечением. Результатом регуляторных нововведений станет высокая конкуренция между банками за "хорошего" клиента, и ставки здесь нужно делать на скорость".
Сокращение маржи
В 2020 году тенденция снижения ставок, вероятно, продолжится. Но, согласно консенсус–прогнозам аналитиков, ключевая ставка в новом году вряд ли упадет более чем на 1 процентный пункт. А главный экономист Альфа–Банка Наталия Орлова и вовсе прогнозирует сохранение ключевой ставки к концу 2020 года на том же уровне, что и в декабре 2019–го, — 6,5% годовых.
Снижение ставок ведет к уменьшению маржи банков от перепродажи привлеченных денег. Если, к примеру, ключевая ставка 10% годовых, банки могут себе позволить маржу 4–5%, привлекая деньги под 8–9% и выдавая под 12–14%. А в случае снижения ключевой ставки до 6% маржа сокращается до 1,5–2%. В этих условиях банки усиливают поиск дополнительных заработков — прежде всего на комиссиях.
"Один из основных моментов в следующем году — снижение маржи по активно–пассивным операциям, — констатирует Александр Конышков, управляющий филиалом СМП Банка в Петербурге. — Основными бенефициарами этого процесса станут банки, которые смогут нарастить комиссионные доходы и будут грамотно управлять издержками. Полагаю, что мы увидим дальнейшее снижение количества банковских офисов у большинства игроков как первую ответную реакцию на снижение доходности".
Вполне вероятно, что крупные банки будут еще активнее предлагать своим вкладчикам, ищущим более высокую доходность, чем ставки по депозитам, брокерское обслуживание и инвестиционные продукты: облигации, полисы накопительного страхования. В 2019 году число брокерских счетов на Московской бирже выросло более чем на 1,3 млн человек, то есть больше чем на треть. И произошло это главным образом благодаря усилиям ряда банков с обширной клиентской базой.
Спасение в нишах
Многие региональные банки, испытывающие нехватку капитала, в ближайший год могут уйти с рынка, либо сдав лицензию, либо объединившись с другими игроками. Не исключены подобные случаи и в Петербурге (см. "ДП" № 159 от 22.10.2019). В то же время вряд ли это заметно изменит расклад сил на рынке.
"Крупных слияний и поглощений в 2020 году не ожидается, — полагает Михаил Иоффе. — Количество банков, которые покинули рынок за последние 5 лет, было более чем существенным. Так что я думаю, что перераспределение клиентской базы пойдет, скорее всего, между первой десяткой игроков, которые сегодня есть".
Банкам помельче придется углублять свою специализацию в выбранных нишах, чтобы сохранять конкурентные преимущества.
"В 2020 году продолжится усиление конкуренции между крупными игроками и региональными банками, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ), — говорит Галина Ванчикова, президент — председатель правления банка "СИАБ". — Не исключено, что на рынке увеличится количество сделок M&A, основная цель которых — объединить усилия и укрупнить бизнес. Продолжит свое развитие система быстрых переводов. И в следующем году мы сможем наблюдать переформатирование механизмов проведения переводов и снижение межбанковских барьеров в части платежей. Благодаря программам господдержки и субсидирования малого и среднего бизнеса интерес к кредитованию со стороны субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) сохранится".
"Небольшим региональным банкам нужно находить свою нишевую специализацию, — рекомендует Александр Абакумов. — Например, Заубер Банк работает с рынком валютообмена. Последние 2 года банк активно инвестировал в открытие новых подразделений. В 2020 году на имеющейся базе мы будем планомерно наращивать объемы наличного и безналичного валютообмена. По данным на начало октября 2019 года, доля Заубер Банка на общероссийском рынке наличного валютообмена составляет 7%. Шанс нарастить активы и прибыль у небольших банков, безусловно, есть".
Директор дивизиона "Центр" Уральского банка реконструкции и развития Александр Казанский считает, что в 2020 году финансовый рынок будет пожинать плоды ключевых изменений, произошедших в 2019 году. Это введение страхования для вкладов МСБ, сбора биометрических данных физических лиц, введение коэффициента ПДН.
Кроме того, рынок в полной мере ощутит последствия принятия закона об эскроу–счетах, которые не успел почувствовать в 2019–м, так как строительные компании распродавали недвижимость в домах, возведение которых началось еще до введения изменений в закон о долевом строительстве.