Конец января и первая половина февраля в БДТ им. Товстоногова ознаменовались нашествием москвичей. Впрочем, Анатолий Васильев, режиссер культового спектакля "Взрослая дочь молодого человека", давно уже живет не в Москве, а за границей. Тем более ценно, что он согласился провести на берегах Фонтанки фестиваль собственного имени. И лично привез на него свою последнюю (он неоднократно подчеркивал, что больше ставить ничего не собирается, оставляя сцену молодым) работу — "Старик и море".
Постановка далека от классических представлений о театре. Текст Хемингуэя читает народная артистка Алла Демидова. Параллельно звучит музыка композитора Владимира Мартынова, а за спиной актрисы происходит перформанс, то напрямую иллюстрирующий события книги, то представляющий фантастические картины, интерпретировать которые можно как угодно.
Перекличка судеб
На презентации фестиваля Анатолий Васильев рассказал, что самое сложное в работе над спектаклем было добиться полифонии всех его составляющих. "В этом спектакле есть три начала. Музыкальное — это сочинение Владимира Мартынова. Вербальное — это Алла Демидова. И перформанс — мое. Эти три начала существуют параллельно. Они сцепляются только в воображении того человека, который их воспринимает. Это сложное произведение. Не музыка под речь. И не речь под музыку", — подчеркнул он.
То, что главную роль в "Старике и море" играет именно Алла Демидова, глубоко символично. Ведь он создан в память о легендарном режиссере Театра на Таганке Юрии Любимове. С ним были хорошо знакомы все создатели спектакля, но именно Демидову связывала с режиссером самая долгая история сотрудничества. По словам Владимира Мартынова, это удивительным образом ощущается — в актерской игре Демидовой отчетливо узнается режиссерская рука самого Любимова.
Композитор также признался, что для него имена Юрия Любимова и Анатолия Васильева неразрывно связаны. "Два великих русских режиссера, которые были выгнаны из своих театров. И если Анатолию Васильеву это устроили какие–то тупые злобные чиновники, то Юрию Любимову — свои, родные артисты! Что особенно чудовищно. Собственно говоря, Юрий Петрович Любимов и есть Сантьяго из "Старика и моря". Побежденный победитель. Этим спектаклем мы по мере наших сил попытались поставить памятник такому человеку", — пояснил он.
"Невозможно было в 1960–х годах сказать, что жизнь Юрия Петровича Любимова закончится так. Что он так трагически окажется на обочине современной культуры. Величайший человек. Воспитавший целое поколение!" — добавил к этому Васильев.
В судьбах Любимова и Васильева действительно есть печальная перекличка. Первый покинул Театр на Таганке в 2011 году, после конфликта с труппой. Второй в 2006–м был фактически выгнан из собственного театра "Школа драматического искусства", поссорившись с московскими властями из–за помещения. После этого он переехал в Европу, заявив, что "насильно мил не будешь". Как известно, одна из трактовок сюжета "Старик и море" — это аллегория на отношения писателя (или художника в широком смысле слова) с критиками и недоброжелателями, "акулами", пожирающими плоды его трудов. Так что символизм в выборе произведения вполне очевиден.
Без взрыва за сценой
Стоит заметить, что большинство событий фестиваля (а это спектакли, концерты, лекции, презентации книг и кинопоказ фильма Анатолия Васильева "Осел") хоть и отнесены в анонсах ко второму сезону Фанерного театра, проходят не в нем, а на основной, второй и учебных сценах БДТ, а также в зрительском фойе. На сцене самого Фанерного театра 11 и 12 февраля можно будет увидеть уже ставившийся там спектакль Яна Фабра "Ночной писатель", а 13–го — постановку московского режиссера Ильи Эпельбаума "Театр воображения. Антология № 1". Кроме того, Фанерный театр является главным героем специально написанной для него "звуковой скульптуры" Бориса Филановского "Архитектон Тета", которую сыграют 4 февраля.
Когда в марте 2019–го Андрей Могучий презентовал проект, казалось неминуемым, что это запустит мощную цепную реакцию. Половина культурной общественности будет проклинать наглеца, посмевшего разрубить священное пространство исторического зала агрессивным красным клином. А другая половина — превозносить худрука БДТ до небес за смелость и бескомпромиссность. В реальности же не случилось почти ничего, кроме дежурных репортажей в СМИ. Ни пикетов с требованием демонтировать конструкцию, ни премий за заслуги перед современным искусством. Между тем можно предположить, что через пару десятков лет история о том, как сквозь классическое здание вдруг "пророс" его фанерный двойник, займет достойное место в лекциях искусствоведов и на страницах книг по теории театра.
До лета простоит
Пожалуй, Андрею Могучему можно попенять за то, что, создав по–настоящему неординарный объект, он так и не смог вписать его в культурный контекст города и мира. Директор центрального выставочного зала "Манеж" Павел Пригара в разговоре с корреспондентом "ДП" признался, что, имея такую возможность, возил бы в Петербург целые делегации европейских журналистов, специально, чтобы показать им Фанерный театр. Пусть оценят масштаб явления! Сам Андрей Могучий, впрочем, считает, что никаких проблем с востребованностью Фанерного театра нет и все идет своим чередом.
"Мы его сочиняли как инсталляцию, временную конструкцию к 100–летию театра, — рассказал он корреспонденту "ДП". — Но вдруг Фанерный театр обрел свой репертуар. Это было неожиданностью и счастьем. Здесь стали работать Ян Фабр, Борис Филановский. И он не прекращает преподносить сюрпризы. Мы идем за ним — он нам диктует, что делать. Я очень благодарен этому строению и авторам, которые его создавали. Для БДТ это очень важный фактор движения вперед. Мы будем стараться использовать его больше. Как минимум до лета он простоит. Дальнейшая судьба пока непонятна, но точно будут еще какие–то сюрпризы".