10:4012 февраля 202010:40
674просмотров
10:4012 февраля 2020
Российские потребители переходят на собственную генерацию по ряду причин. В их числе высокая стоимость технологического присоединения новых мощностей, постоянно растущие тарифы, из–за которых ухудшается экономика энергоемких предприятий, а также высокие требования к надежности энергоснабжения.
Экономика проектов распределенной генерации в основном формируется на исключении сетевой составляющей из конечной стоимости электроэнергии. Вклад этого параметра в цену достигает от 30 до 55%. Дополнительная экономия обеспечивается также за счет неоплаты части стоимости сбытовых услуг.
Генератор может попробовать продавать излишки электроэнергии, выработанной собственным источником, но сделать это непросто. Дело в том, что на розничном рынке электроэнергии господствуют гарантирующие поставщики, которые по своему усмотрению могут приобретать у розничных генераторов электроэнергию и соответственно диктовать цену. Конечно, есть вариант организовать прямые продажи, но в этом случае предстоят дополнительные расходы. Придется создавать собственную сбытовую службу, что увеличит себестоимость производства энергии. Наряду с проблемами, связанными с выполнением технических условий сетевых компаний по выдаче мощности в общую энергосистему, эти обстоятельства являются существенным барьером для развития как собственной генерации, так и для увеличения числа независимых малых генераторов в стране. К тому же правительство РФ обсуждает введение платы за резерв, которая, если будет принята, за несколько лет в основном уничтожит проекты собственной генерации.
Впрочем, возможно более тонкое использование собственных энергоисточников, их можно задействовать только в пиковые часы потребления, когда стоимость электроэнергии высока. В такое время затраты на производство собственной электроэнергии значительно ниже цен гарантирующего поставщика. Генерация в таких умных проектах может с успехом применяться, например, в торговом ретейле, каждый объект которого потребляет не так уж много, чтобы ставить собственные источники, но в совокупности платит за электроэнергию миллиарды рублей.
Когда потребители станут массово избегать оплаты различных надбавок оптового рынка в пиковые часы и пользоваться собственными источниками электроэнергии, будь то генерация или накопители, отпадет необходимость в дорогой генерации в системе для покрытия пиковых нагрузок. А значит, отпадет и потребность в развитии программ ДПМ (договор поставки мощности).
Сети же, напротив, останутся, но станут более гибкими и более дружественными по отношению к потребителям. Они превратятся в платформы для обмена энергией между просьюмерами и консьюмерами на рынках электроэнергии, чем они, собственно, и должны быть на нормальном рынке с распределенными ресурсами.
Алексей Преснов, партнер Агентства энергетического анализа