В строительную отрасль медленно, но уверенно внедряется цифровизация. Несмотря на отставание от других сфер, девелоперские компании все чаще начинают использовать различные IT-продукты для контроля проводимых работ. Кто-то покупает готовые решения, кто-то разрабатывает свои собственные. «ДП» выяснил, как это влияет на ход работ и их качество, а также что дает потребителям.
На 2024 год российские власти наметили переход на «цифровое строительство». В это понятие вкладывается объединение всех IT-систем, используемых в отрасли, и автоматизация процедур на всем строительном цикле объекта. По подсчетам Минстроя, это позволит сократить время работ примерно на 30%. Впрочем, информационные технологии в этой сфере применяются уже сегодня. Это, например, системы управления проектами Advanta и Primavera, которые позволяют контролировать работы и отслеживать использование ресурсов, материалов и оборудования в ходе осуществления проекта.
Догнать машиностроение
«Практика применения комплексных информационных систем в строительную отрасль приходит катастрофически медленно. Отставание от тяжелого машиностроения или судостроения составляет полтора, а то и два десятилетия. В тяжелой промышленности, например, системы управления предприятиями в разных регионах России внедряются и успешно эксплуатируются уже с конца 1990-х — начала 2000-х годов. Иными словами, для строительного сектора это более чем своевременная задача. Наиболее сложная часть работы — внедрение таких систем на конкретное производство», — рассказал «ДП» генеральный директор Simmetria Architectural Bureau Александр Стругач.
По словам нашего собеседника, в международной и российской практике этим, как правило, занимаются специализированные корпорации, которые профессионально разрабатывают и совершенствуют базовую систему, внедряют ее, а также, что особенно важно, предоставляют своих консультантов заказчику для поэтапного запуска, отладки, настройки и корректировки системы под производственный цикл.
«Очень быстро перейти на такой формат работы не получится, зато в дальнейшем процесс будет существенно оптимизирован. Далее можно совершенствовать систему, добиваясь необходимого уровня оптимизации и эффективности, — объясняет Александр Стругач. — Особенно удачно, на мой взгляд, подобные решения подойдут для сектора массового жилого строительства, где применяются более или менее типизированные технологии. Есть еще очень сложная и крайне трудно решаемая задача, и это специфика именно строительного производства, — работа с множеством разнообразных субподрядчиков».
В Швеции и Финляндии такие системы управления и контроля увязывают с единым стандартизированным BIM-решением — цифровым представлением физических и функциональных характеристик объекта. Это общий ресурс знаний для получения информации об объекте. То есть это переход к полноценной «бимификации» проектно-строительного процесса — начиная с детального параметрического проектирования в 3D и создания симуляционных инфомоделей и заканчивая менеджментом устойчивости решений, энергетической эффективности, жизненного цикла, строительного производства и контроля, а также эксплуатации объекта.
«Подобный принцип увязки менеджмента проектно-производственного процесса и системы контроля качества с BIM представляется мне сегодня наиболее интересным и перспективным, и он достоин того, чтобы быть взятым на вооружение нашими местными строительными корпорациями», — считает гендиректор бюро Simmetria.
На конкретном примере
Собственный уникальный на российском рынке IT-продукт для контроля строительства уже использует Setl Group. Как рассказал «ДП» руководитель отдела инновационных технологий холдинга Иван Алексеев, это в первую очередь инструмент для инвестора, которым и выступает застройщик, однако использование системы полезно всем участникам процесса, от подрядчиков до покупателей квартир.
Система состоит из нескольких модулей, которые позволяют генерировать графики производства работ, собирать и автоматизировать отчетность по этапам строительства, планировать рабочий день инженеров строительного контроля, регулярно делать «контрольный срез» степени готовности проекта.
На любой стройке существует технический надзор — служба, которая должна обеспечивать приемку строительно-монтажных работ и контроль их исполнения и качества. И в этом контроле всегда есть человеческие факторы, которые позволяют неправильно передать состояние объекта.
«Простой пример: происходит какая-то ситуация, которая приводит к задержке в работах. Как правило, какое-то время проблему пытаются решить на месте сами строители, если у них не получается решить вопрос своими силами, сообщается на уровень выше — руководителю проекта. Он тоже надеется справиться своими силами. Так проходит еще, например, 2 недели, и, когда ответственный за принятие управленческого решения узнает о проблеме, уже накапливается множество задержек и отклонений. Все это — потеря ресурсов. И проблема тут именно в коммуникациях», — объясняет Иван Алексеев.
Использование такой автоматизированной системы строительного контроля позволяет сделать так, что о любой нештатной ситуации узнают все заинтересованные лица и сразу. В компании есть специальный отдел строительного контроля, сотрудники которого с определенной регулярностью посещают объекты, где фиксируют и вносят необходимые данные в базу, на основании чего формируется отчетность.
Беспристрастность оценок позволяет обеспечить полная автоматизация всех процессов — начиная с перемещений сотрудников по объектам. Каждый день им приходит маршрутная карта, где указан жилой комплекс, корпус и этаж. Учитывая объемы строительства компании, такая схема позволяет сделать так, чтобы конкретный контролер каждый раз посещал новый, незнакомый ему участок работ. Это снижает вероятность пропустить какие-то недочеты, то есть по факту осуществляется перепроверка работы контролеров на разных уровнях.
Фиксация истории ведения работ происходит следующим образом: когда сотрудник отдела строительного контроля приезжает на объект, ему на планшет приходят уведомления о том, какие показатели он должен передать в систему. Это может быть фотографирование установленных стеклопакетов, дверей или оборудования, измерение площади помещений. В ЖК «Чистое небо» контролеры применяют даже лазерный сканер, который снимает облако точек, передающее реальные координаты здания. Затем их объединяют с 3D-моделью, и все отклонения от правильных параметров проявляются на снимках цветными пятнами.
Когда в следующий раз на ту же площадку приходит другой контролер, он получает такое же задание по фиксации параметров и система автоматически анализирует, исправлены ли замеченные ранее недочеты.
«Особенно актуально применение такой системы при строительстве крупных жилых комплексов, — говорит Иван Алексеев. — Одно дело, когда сотрудники общаются в рамках небольшого проекта с ограниченным количеством подрядчиков, а другое дело, когда речь идет о таком объекте, как «Чистое небо», где в общей сложности 14 очередей, а комплекс рассчитан на несколько десятков тысяч квартир. Когда бригада, к примеру, штукатуров, двигается от одного фронта работ к другому, это видно в системе и позволяет вовремя предупредить просрочку, которая при таких огромных объемах серьезно бы сказалась на стройке уже других корпусов комплекса».
На фото: ЖК "Чистое небо"
Система контроля как посредник
Внедрение автоматизированной системы инвесторского контроля позволило также упростить коммуникацию заказчика с подрядчиками. По словам Ивана Алексеева, если обычно на стройке планерки могут длиться по несколько часов с долгими обсуждениями проблемных и спорных вопросов, то на объектах Setl Group время удается значительно сократить и параллельно показать объективную картину работ.
«У нас планерка выглядит так: открыта программа, где показаны все не выполненные в срок работы. У подрядчика спрашивают, почему сложилась такая ситуация. И, например, выясняется, что дело в том, что ему не передала в срок фронт работ другая организация. В результате ей дается какое-то время на исправление, которое тоже фиксируется в системе и ставится на контроль, — рассказывает Иван Алексеев. — Если возникает какая-то конфликтная ситуация, когда подрядные организации не могут разобраться, кто виноват, то это не делается на месте, а отправляется на специальную комиссию, сотрудники которой потом отдельно выясняют вопросы с каждым участником».
Система позволяет готовить симуляцию графиков строительства: на основании объемных показателей или площадей примерно рассчитывается, сколько оно займет времени.
По словам Ивана Алексеева, если видно, что подрядчик отстает, то в компании есть четыре базовых сценария: предупреждение, предложение помощи в организации деятельности, частичная передача фронта работ другой компании, что влечет потерю заработка, и, наконец, расторжение договора. С точки зрения производственных издержек выгоднее нанять более дорогую компанию, чем тратить средства и ресурсы на управленческий персонал и закрытие проблем, связанных с выявленными отклонениями.
«В любых ситуациях на объекте сегодня руководитель не должен тратить много времени на принятие решения. Появляется отклонение, и его задача — выбрать из заранее определенных категорий, к какому именно типу она имеет отношение. Это упрощает работу коллег и существенно сокращает время исправления отклонения с момента его обнаружения. Все становится просто и прозрачно с точки зрения управления», — говорит Иван Алексеев.
«Цифра» все помнит
Важной функцией системы является возможность помнить все события, которые имели место по объекту. Люди приходят и уходят, а стройка может длиться несколько лет, соответственно, работу надо передавать другим. Система в табличном формате, а также в виде комментариев и ключевых событий проекта строительства показывает, что за это время произошло, какие работы проделаны, какие были проблемы и как они были устранены.
«Очень серьезные работы ведутся и с точки зрения клиентского сервиса. Для менеджеров доступна вся история конкретного помещения. Благодаря этому при приемке квартир сотрудники могут легко ответить на вопросы покупателей, — объясняет Иван Алексеев. — Мы стараемся сделать так, чтобы у наших покупателей было как можно меньше замечаний при приемке, благодаря тому что все ошибки и недочеты фиксируются и исправляются оперативно, сразу же после их выявления, а информация об исправлениях вносится в общую базу данных».
На фото: ЖК "Чистое небо".
При увеличении количества объектов, объемов строительства, соответственно, растут и объемы информации, коммуникаций, документооборота. Чем больше объемы, тем выше вероятность возникновения сложностей при взаимодействии и ошибок, а эта система помогает их минимизировать. Система строительного контроля в Setl Group сегодня полностью внедрена, что позволило значительно улучшить качество строительства.