Уже к концу первой недели проката количество сеансов "Офицера и шпиона" в наших кинотеатрах значительно сократилось. Возможно, дело в отсутствии зрительского интереса в России к делу Дрейфуса (1894), которому посвящен фильм. Это объяснимо. В советские годы оно упоминалось вскользь, поскольку не вписывалось в концепцию "борьбы мирового пролетариата против мира капитала".
Вероятно, в нынешних российских учебниках истории все обстоит примерно так же. Между тем это был важнейший процесс эпохи — как и российское дело Бейлиса (1913): в обоих случаях победило то, что сегодня мы называем "гражданским обществом", а побежденными оказались шовинизм и национализм. Дело Дрейфуса раскололо не просто Францию — но всю Европу; в России о нем тоже ожесточенно спорили. Оно, в частности, показало всему миру, что за политическими решениями подчас скрываются пещерные предрассудки.
Но сегодня, конечно, на этот фильм идут в основном как на костюмную драму или шпионский детектив. А он еще и снят очень близко к реальности — без всякой отсебятины, а историческая правда, между нами, довольно скучная вещь. Полански дотошно воссоздал эпоху — все эти весьма убогие и затхлые помещения Второго бюро (контрразведка), где, собственно, и родились подложные обвинения капитана французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса. Но не менее важным героем истории (и фильма) стал новый начальник отдела полковник Пикар, который бросил вызов не только собственной корпорации, но и общественному мнению.
Человек системы против системы — казалось бы, ничего нового, но в случае с Пикаром для этого вообще нет никаких видимых причин. Плоть от плоти тогдашней французской армии, блестящая карьера, он хотя и не рьяно, но все же разделяет в том числе и расовые предрассудки офицерской среды. Когда же по долгу службы полковник начинает вникать в дело Дрейфуса (который к тому времени уже обвинен и сослан), его много раз предупреждают — мол, не надо портить себе карьеру. Что заставляет Пикара ослушаться? Во–первых, служебный долг — нужно ловить настоящих шпионов, а ему не дают, поскольку тогда вскроется подлог с Дрейфусом. А во–вторых, чувство достоинства — когда он видит, что и его самого теперь пытаются обмануть, причем весьма топорно. Бунт полковника, как видим, рождается не из идеализма, а из совершенно обычных, конвенциональных понятий: профессиональная и офицерская честь, достоинство. Просто для Пикара все это — не формальность: и если других эти понятия склоняют в итоге к соблюдению "правил игры", то полковника, наоборот, заставляют сопротивляться — хоть бы и целому миру.
…Пикар, будучи уже генералом и военным министром, умер накануне Первой мировой войны. Свой главный подвиг он совершил не на поле битвы, а в зале суда, обвиняя в подлоге военное ведомство и тем самым защищая Дрейфуса. Его главными противниками оказались не вражеские полковники и генералы, а собственные начальники. И главную победу Пикар одержал в борьбе с самим собой, выбирая между верностью корпорации и собственной совестью. И этот скучный фильм, конечно же, более чем актуален для нас сегодня. Можно даже сказать — пугающе актуален.
Читайте также:
Повзрослели или нет? "Лед–2" Жоры Крыжовникова