Санкт–Петербург и Ленобласть получат федеральные деньги на развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ), однако массовой газификации автотранспорта эксперты не ждут.
Министерство энергетики РФ утвердило программу субсидирования строительства заправочной инфраструктуры компримированного природного газа и переоборудования существующей автомобильной техники на метан на 2020–2022 годы. Петербург и Ленобласть вошли в список приоритетных субъектов РФ по развитию ГМТ. Согласно программе в Северной столице за 3 года планируется построить девять автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций. На это выделяется 360 млн рублей (135,6 млн — федеральные средства, 224,4 млн — из городского бюджета). В Ленобласти анонсировано строительство 16 станций общей стоимостью 640 млн рублей, 50% поступит из регионального бюджета, 50% — из федерального.
Также на ближайшие 3 года по программе переоборудования автотранспорта для индивидуальных предпринимателей и юрлиц в Петербурге предусмотрено 70,8 млн рублей (из них 26,6 млн из бюджета РФ), а в Ленобласти — 126, 2 млн (63,1 млн — федеральные средства). В городе планируется перевести на газ 1936 единиц техники, в области — 3437.
Как пояснили в транспортном управлении Ленобласти, речь идет в основном об общественном транспорте. "Реализация программы помимо экологического аспекта подразумевает и экономический эффект, — отмечает замначальника управления Михаил Присяжнюк. — Обновление парка автобусов позволит перевозчикам серьезно экономить на топливе — до 30%". В пресс–службе комитета по промышленной политике, инновациям и торговле города также сообщили, что перевод на газ в основном касается общественного транспорта.
Но эксперты сомневаются, что господдержка может существенно повлиять на развитие рынка ГМТ в ближайшее время. "Каждый год потребление по всей стране растет на 100 млн м3, в 2019 году оно достигло 800 млн, — говорит аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Емельянов. — Однако при отсутствии развитой инфраструктуры уверенного спроса на субсидии (в частности, на переоборудование транспорта) можно ожидать только со стороны муниципальных и региональных предприятий, поскольку именно городской транспорт "привязан" к одному участку или маршруту. Грузовой и коммерческий сектор в этом смысле под большим вопросом. Для сравнения: количество газовых заправок в России — около 700, а АЗС на жидком топливе — свыше 15 тыс.", — говорит эксперт.
Как ранее писал "ДП", в Петербурге действует семь метановых заправок, шесть из них принадлежат "Газпрому". И поскольку такого количества явно недостаточно для полноценного развития рынка, многие частные перевозчики не торопятся перейти на газ.
"Вряд ли ситуация изменится в ближайшие годы, — считает Валерий Емельянов. — Правда, могут добавиться сельхозпредприятия. Это быстрорастущая отрасль, и для сохранения темпов производителям рано или поздно придется подумать о сокращении издержек. Впрочем, для Петербурга и Ленобласти вклад аграриев в развитие рынка газомоторного транспорта, скорее всего, не будет большим".