Иная бабушка, перешагивая через колдобины на тротуаре, предполагаю, думает: "Черт тут ногу сломит!" Впрочем, таких мест в городе становится все меньше, поскольку власти успешно решают проблему разбитых дорог. Но исправляет ситуацию и бизнес, который повадился менять казенный асфальт на плитку.
Выставка достижений народной плиткоукладки во всей красе представлена на южной стороне Ленинского проспекта — между бульваром Новаторов, где находится метро, и улицей Зины Портновой. Каждая торговая точка отчего–то решила, что перед ней должно быть тротуарное покрытие непременно своего рисунка и своих цветов. Серые, бурые, квадратные, скругленные, с бордюрчиками и ступенями — на любой вкус. И почти все как на подбор кривые: где–то плитка просела, где–то раскрошилась, где–то стала выпирать.
Сомнительно, что замена асфальта на мощение была санкционирована властями. То есть в паспорт дорог общего пользования корректировка покрытия не вносилась. А это значит, что при ремонте в рамках адресной программы дорожные службы должны были восстановить асфальт. Но дорожникам проще — что вполне понятно — восстановить выпавший кирпичик, чем сдирать всю самовольную плитку.
Нельзя сказать, что я противник плиточного мощения. Но за все время наблюдений мне лишь раз показалась удачной подобная коммерческая инициатива: лет двадцать назад аккуратная плитка появилась перед гостиницей на улице Марата, 11. В солнечную погоду ее дуги напоминали о центрах старинных европейских городков. А главное — за все продолжительное время существования плитка ни разу не просела! Правда, сейчас оценить мастерство укладчиков уже не получится: в 2014 году ее заменили на гранитные плиты в рамках газпромовской программы.
Кстати, об этой программе. Очень большому количеству пешеходов инициатива кажется прекрасной. Гранит и Петербург созданы друг для друга. И еще этот камень неплохо смотрится с известняковым цоколем доходных домов. Другое дело, что нельзя не замечать минусы.
В первую очередь это скользкость: зимой на черном "надгробном" граните (его вставки используются довольно часто, например, на той же улице Марата) порой бывает сложно удержаться не только пожилым. Во вторую — непродуманное оформление въездов во дворы. Если на улице Рубинштейна тротуар и бордюр плавно опускаются до уровня арки, то в Кузнечном переулке перепад высот отвесный, из–за чего там постоянно люди спотыкаются. Ну и в третью — сам рисунок не всегда кажется удачным: поскольку сочинение разнообразия для каждой "отгазпромленной" улицы поставлено на поток, то авторам не всегда удается сделать красиво.
Недавно выявилась новая проблема. Если восстанавливать утраты на самостийной плитке дорожники научились, то возвращать более сложные элементы уже довольно дорого. Так, на 1–й Советской улице, где пару лет назад создали недопешеходную зону, автомобилисты повадились воровать металлические столбики, препятствующие парковке и развороту. Столбики исчезают десятками, а у властей нет денег на их постоянную отливку. Да и есть ли смысл тратиться, если масштабы настолько "оптовые"?
Воруют не только столбики. Исчезают скандальные заборчики возле зебр. Причина в том, что поставщикам неудобно разгружать товар в магазин через такое ограждение. Но если за аккуратно спиленные заборчики пешеходы скорее похвалят, то когда торговцы оставляют на тротуарах после спила штыри от забора, это уже вредительством попахивает. Того же уровня, что и замена асфальта наспех брошенной гастарбайтерами плиткой.