"Не дожидаясь форс-мажора". Как петербургский бизнес лечится от коронавирусной паники

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: vostock-photo

"ДП" узнал, что делают крупные работодатели Петербурга и филиалы транснациональных корпораций в связи с угрозой распространения китайского коронавируса.

Московских работодателей обязали проверять температуру у сотрудников. В Петербурге таких жестких мер еще не ввели, однако крупные компании уже начали борьбу с коронавирусом. Топ-менеджерам запрещают деловые встречи и рекомендуют использовать для переговоров только онлайн-средства, рядовому персоналу ограничивают поездки за рубеж, просят внимательнее следить за своим здоровьем, а в некоторых случаях даже отправляют на оплачиваемый карантин.
Опрошенные "ДП" эксперты заявляют, что говорить о масштабной панике, даже с учетом отмены экономического форума, пока рано. Из-за низкой заболеваемости коронавирусом на территории России реальные риски для бизнеса оцениваются как минимальные. Тем не менее предприниматели рекомендуют не откладывать вопросы безопасности и позаботиться об устранении угрозы заранее. Подробности — на сайте dp.ru.
Директор по персоналу "Бритиш Американ Тобакко" субрегиона Россия, Центральная Азия и Беларусь Ирина Ермолаева отмечает, что в компании, охватывающей 200 стран мира, разработали список рекомендаций для всех рынков присутствия в зависимости от уровня угрозы.
"Созданы команды, включающие высшее руководство, сотрудников отделов охраны труда, коммуникаций и безопасности, которые отслеживают ситуацию и оперативно внедряют дополнительные меры. Сотрудникам рекомендовано воздержаться от международных поездок. Допускаются только критически важные для бизнеса поездки по предварительному согласованию. На сегодняшний день уровень угрозы для сотрудников в России оценивается как минимальный", — подчеркнула Ирина Ермолаева.
В "Бритиш Американ Тобакко" ввели профилактические меры для безопасности на рабочих местах. В частности, ежедневно проводится дополнительная уборка дезинфицирующими средствами, всем сотрудникам по желанию предоставляются медицинские маски, также они могут пользоваться антисептическими гелями.
Во всех офисах и на заводах UPM, финской деревообрабатывающей компании с филиалом в Петербурге, введены и действуют единые правила для сотрудников. "Здоровье и безопасность наших сотрудников — наш главный приоритет. Поэтому рекомендуется оставаться дома, если человек плохо себя чувствует. Необходимо соблюдать личную дистанцию, избегать рукопожатий и регулярно мыть руки. Чтобы защитить наших сотрудников от потенциального воздействия вируса и неудобств, связанных с непредсказуемыми условиями поездки, такими как карантин, рекомендовано избегать международных поездок. Многие крупные корпоративные встречи и мероприятия будут организованы с использованием инструментов онлайн-встреч", — рассказала директор по корпоративным отношениям компании Наталия Малашенко.
Сотрудники UPM, которые возвращаются из Азии или Италии, должны оставаться вне помещений предприятия не менее 7 дней до возвращения на работу, независимо от того, есть у них симптомы или нет. Во время их отсутствия зарплата будет выплачиваться. Кроме того, прорабатывается возможность удаленной работы для сотрудников всех офисов.
"В случае если у работника есть какие-либо симптомы гриппа (кашель, лихорадка) после возвращения из Азии или Италии, они должны незамедлительно связаться с врачом. В таком случае соблюдается местное законодательство о предоставлении отпуска по болезни. Ответственность лежит в основе деятельности UPM, и компания обращает особое внимание на готовность с точки зрения безопасности людей и непрерывности бизнеса. У нас есть группа реагирования на уровне концерна. Чтобы обеспечить бесперебойный поток информации и скоординированный подход, существует более широкая сеть реагирования, охватывающая все предприятия и функции, а также местное контактное лицо в каждом подразделении UPM. В Интранете создана специальная страница с регулярно обновляющимися инструкциями, также во всех офисах висит плакат по профилактическим мерам, сегодня специальные плакаты появились на заводах для приезжающих на погрузку водителей", — уточнила Наталия Малашенко.

Бог бережет

В датской компании — производителе насосного оборудования "Грундфос" (есть отделение в Петербурге) по аналогии с другими крупными предприятиями создали рабочий комитет по коронавирусу, который отслеживает информацию о ситуации с заболеванием и разрабатывает рекомендации для работников всех подразделений концерна.
"Так, с начала марта у нас существенно ограничены (практически прекращены) международные командировки и участие сотрудников во внешних мероприятиях: конференциях, выставках и т. д.; ограничен доступ на территорию завода для сторонних посетителей. Если сотрудник вернулся из туристической или деловой поездки страны повышенного риска (Китай, Корея, Италия, Иран, Сингапур, Япония, Франция, Германия, Австрия, Испания), то он переводится на удаленную работу в течение 2 недель с момента возвращения. В качестве превентивных мер сотрудникам рекомендуется часто мыть и дезинфицировать руки (антисептики для обработки рук у нас расставлены во всех переговорных комнатах), очищать и дезинфицировать поверхности в местах общего пользования (дверные ручки, кофемашины, поручни и т. д.), по возможности организовывать все совещания и встречи по скайпу или видеосвязи, не назначать совместные деловые обеды", — говорит руководитель отдела по связям с общественностью "Грундфос" Ольга Емельянова.
В случае вызова медпомощи и наличия подозрительных симптомов все помещения "Грундфос", в которых был работник, дезинфицируются. При заражении заболевшего сотрудника направят на лечение, а контактирующие с ним коллеги будут переведены на удаленную работу.
"Наш центральный офис подготовил и распространил плакат-памятку, где кратко и доступно все излагается: как защититься от гриппа, простуды и коронавируса, информируем людей о том, что представляет собой коронавирус, какие проявляются симптомы. Главное, что должны понять из нее сотрудники, — нельзя переносить заболевание на ногах. Малейшие симптомы — это уже повод обратиться к врачу и остаться дома, чтобы не подвергать риску заражения своих коллег. В сегодняшней ситуации такая перестраховка должна стать строгим правилом. Тем более что современные технологии позволяют спокойно работать удаленно, из дома можно подключиться ко всем необходимым рабочим сервисам и контактировать со всеми филиалами. Как только прошла информация о вирусе в СМИ, для сотрудников оформления клиентов были закуплены медицинские маски в целях профилактики, на складе есть запас антисептиков. Береженого бог бережет", — перечислил заместитель генерального директора ООО "Байкал-Сервис СЗ" Павел Сенченко меры борьбы с вирусом, предпринятые в его транспортной компании.
Автор: ООО "Байкал-Сервис СЗ"

Антикризисные лайфхаки

В пресс-службе сервиса по заказу такси Gett заверяют, что компания ответственно относится к профилактике инфекционных заболеваний и постоянно следит за рекомендациями ВОЗ и Роспотребнадзора.
"Таксопарки, с которыми мы работаем, освидетельствуют водителей и не допускают к работе людей с признаками недомогания. В приложении Gett для водителей мы разместили памятку по соблюдению универсальных правил гигиены, которые защищают от заражения респираторно-вирусными инфекциями. Дополнительно мы рекомендуем водителям регулярно мыть автомобиль, протирать поверхности, ручки дверей и ремни безопасности дезинфицирующими салфетками и как можно чаще использовать санитайзеры для рук во время работы за рулем", — отреагировали в Gett на ситуацию с коронавирусом.
В Москве между тем официально установили режим повышенной готовности в связи с распространением коронавируса. Работодателей обязали "обеспечить измерение температуры на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой". Ряд работодателей заявили о готовности соблюдать эти указания. Например, в ИТ-компании "АТОЛ" дополнительные меры предосторожности в соответствии с инструкциями от Министерства здравоохранения и указом мэра Москвы от 5 марта уже введены. Вплоть до изменения ситуации с эпидемией приостановлены командировки в Китай и из него. Что касается европейских командировок в страны ЕС, решения о перелете принимаются с учетом как целесообразности визита, так и возможных рисков.
"В комплекс мер включили также практические меры в офисах. В местах общего пользования установлены ультрафиолетовые бактерицидные лампы. По заявке любой сотрудник может также запросить установку в конкретный кабинет. Офисная аптечка укомплектована средствами для первой помощи при вирусном или простудном заболевании. Установлены дезинфицирующие антисептики для рук у входов в офисные зоны "АТОЛ" и на кухне", — рассказала исполнительный директор компании Оксана Колчина.
В сезон простуд и разных вирусов лучший способ профилактики и сокращения бизнес-рисков — переход на удаленную работу на дому, подтверждает CEO "Облакотеки" Максим Захаренко.
"Не стоит забывать и про то, что в случае негативного развития ситуации глобальные меры в виде карантина могут быть предприняты на уровне района, города или даже области. Например, в Китае при карантине в некоторых городах компании обязаны платить своим работникам как в обычное время, хотя по факту работа стоит. Такой вариант развития событий лучше заранее предусмотреть и подготовиться. Не дожидаясь форс-мажора, стоит подготовить удаленные рабочие места, все наладить и потестировать. Сотрудники, особенно ключевые, не только смогут избежать нежелательных контактов, но и продолжат продуктивно трудиться", — поделился лайфхаком Максим Захаренко.
В Rakuten Viber работает около 500 человек, а офисы расположены по всему миру. В целях обеспечения безопасности сотрудникам рекомендуют воздержаться от поездок в общественном транспорте в час пик, не выезжать в зоны повышенной активности вируса по личным делам и временно прекратить командировки.
"Если же путешествия избежать не удалось, мы рекомендуем им в течение 14 дней работать из дома. По истечении этого срока они возвращаются к работе в команде. Правило распространяется на весь штат, вне зависимости от того, в каком городе или стране расположен офис. Кроме того, обязательным условием является соблюдение личной гигиены, регулярное мытье рук", — резюмирует директор по глобальному развитию Rakuten Viber Анна Знаменская.
По мнению категорийного менеджера "Авито Работы" Дмитрия Пучкова, компании в России действительно стали принимать меры по предотвращению заболеваний сотрудников. Чаще всего это выражается в рекомендациях свести деловые поездки к минимуму, а сотрудникам, которые вернулись из стран с повышенным уровнем опасности, обратиться к врачу, независимо от самочувствия. "Совещания и встречи проводятся по аудио- и видеосвязи, а в офисах вводятся дополнительные мероприятия по обеззараживанию контактных поверхностей. Кроме того, всем сотрудникам, независимо от позиции и возраста, рекомендуется тщательно следовать правилам гигиены и основным мерам предосторожности, рекомендованным ВОЗ", — подытожил Пучков.