Все три страны Прибалтики в связи с коронавирусом друг за другом объявили о режиме чрезвычайной ситуации, а Литва ввела и всеобщий карантин. Работают только продуктовые магазины, аптеки и АЗС. Госучреждения закрыты, общение только по телефону или интернету. Не работают кафе, бары, спортклубы, театры, музеи, отменены концерты. Все, кто мог, перешли на дистанционный режим, остановлен учебный процесс. Эстония с 17 марта закрывает границы, Литва и Латвия закрыли уже.
«Сегодня мир столкнулся с едва ли не самым большим кризисом со времен Второй мировой войны», – обращаясь к населению в связи с ограничительными мерами, сказал президент Литвы Гитанас Науседа поздним вечером 15 марта.
Лично его оценка: при самом оптимистичном сценарии Литва из-за коронавируса потеряет 0,5–1,5% роста ВВП. В худшем случае экономический рост замедлится до нуля. Это значит, что страна недополучит свыше 2 млрд евро. В 2019 году ВВП Литвы составил 48,3 млрд евро, а рост на 2020 год прогнозировали в размере 2,4% ВВП.
Латвия оценивает свои потери в 1,5% ВВП, в Эстонии, где пока больше всего заболевших в Прибалтике, по словам министра финансов Мартина Хельме, спад при самом неблагоприятном сценарии составит до 5%. Общая оценка Организации экономического сотрудничества и развития по всему ЕС – 0,2–1,3% ВВП.
Но все оговариваются, что подсчеты очень приблизительные. Ситуация меняется буквально каждый день. Центробанк Латвии признал, что влияние на экономику «будет существенным».
Таллин, Рига и Вильнюс пока сходятся в одном: тушение пожара последствий коронавируса обойдется минимум в несколько миллиардов евро для каждой страны. Эстония готовит пакет стимулирующих мер объемом в 1,5–2 млрд евро, правительство Литвы 16 марта объявило о плане поддержки экономики в 2,5 млрд евро.
«С такой угрозой мы столкнулись впервые, поэтому ответ должен быть историческим», – утверждает министр финансов Литвы Вилюс Шапока.
Деньги возьмут из резервов и займами. Где точно и по каким условиям – пока не говорит никто и нигде, но очевидно, что на международном рынке, где процентная ставка по-прежнему отрицательная.
Нет и точного плана помощи бизнесу. Все три страны абстрактно говорят про налоговые каникулы, возможное снижение налогов для отдельных секторов, оплату больничных населению, вынужденному самоизолироваться на карантине, внедрение минимальных пособий для потерявших работу, создают отдельный фонд для всех пострадавших. Обсуждается перенос оплаты коммунальных услуг, отдельный вопрос перед банками. Закредитованность населения и бизнеса в Прибалтике чрезвычайно высокая, пузырь на рынке недвижимости ударил больнее всего во время кризиса 2008–2009 годов. Любые колебания в этой области исторически бьют по всей экономике.
Отдельная угроза – экономики трех стран Прибалтики традиционно жили во многом за счет внутреннего спроса, а не инвестиционной активности. В условиях изоляции спрос сойдет на нет и перестанет подогревать экономики.
Первыми удар на себя приняли туристическая отрасль, перевозчики и логистика, кафе, бары, рестораны.
На фото: Вильнюс
Крупнейший авиаперевозчик в Прибалтике, латвийский airBaltic, еще до объявления чрезвычайной ситуации анонсировал увольнение 250 сотрудников.
Самое большое беспокойство вызывают последствия нарушения цепочки поставок, которые отразятся буквально на всех отраслях. В Прибалтике только сельское хозяйство наименее зависимо от внешних поставщиков. Фармацевтическая отрасль, производители электроники уже сейчас говорят о пустых складах.
Но некоторые проявили гибкость и нашли новую нишу. Самый крупный завод по производству алкоголя в Литве Vilniaus degtine перешел на производство средств дезинфекции. Выпускают сразу в 4-литровой таре, а мощностей хватает, чтобы покрыть все потребности страны. Лицензии для производства антисептиков запросили и получили еще 14 винно-водочных предприятий. Таким образом, не исключен и экспорт продукции, которая в одночасье вдруг стала стратегически важной.
«Золотой век» наступил для служб доставки продуктов. У самой крупной в Прибалтике – Barbora – зарезервированы все водители на 2 недели вперед, а жители стихийно просят компанию нанять новых, достать где угодно транспорт и удовлетворить спрос. Даже если для этого придется заплатить больше.
А главной площадкой социальной активности становится интернет. Уже сегодня во всех трех странах заработали платформы по дистанционному обучению, онлайн-тренинги и различные семинары, выросла интернет-торговля, появились даже услуги индивидуального фитнес-тренера по видеосвязи.
Суммарный ущерб экономикам Эстонии, Латвии и Литвы при этом уже сейчас грозит быть равным годовому бюджету одной из стран. Если доходы бюджета Литвы в 2020 году должны составить чуть более 11,5 млрд евро, то на борьбу с последствиями пандемии коронавируса все три страны уже сегодня собираются потратить 5,5–9 млрд евро, и это не учитывая потерь от сокращения роста экономик.
Михаил Киселёв, специально для «ДП», Вильнюс, Литва