Онлайн-аптеки наступают. Эпидемия коронавируса полностью изменит аптечный рынок

Автор фото: Алена Марченко. фото: vostock-photo

Отечественный e-commerce давно ждал возможности запустить официальную продажу лекарств в интернете, но соответствующие поправки в законодательство постоянно откладывали. Еще тогда ожидалось, что это может привести к полной трансформации фармацевтического рынка, где постепенно главенствующую роль займут онлайн-аптеки и агрегаторы.

Эпидемия COVID-19 внесла свои коррективы. Президент Владимир Путин в срочном порядке разрешил дистанционную продажу безрецептурных лекарств. Теперь же российский ретейл отмечает, что из-за коронавируса рынок ждут большие изменения, гораздо более крупные, чем если бы эпидемии не было.
Объемы нарастят не только различные интернет-аптеки, но и весь отечественный e-commerce. Уже сейчас опрошенные "ДП" агрегаторы наблюдают рост спроса на десятки процентов.

Долгожданная фарма

Помимо этого Госдума планирует 31 марта рассмотреть текущий законопроект с учетом поправок о продаже рецептурных препаратов. Согласно версии, принятой ранее в первом чтении, предлагалось продавать онлайн только безрецептурные препараты, а также лекарства, не содержащие наркотических веществ и спирта. В новой версии добавятся препараты по рецепту, а указанные ограничения сохранятся.
По итогам 2019 года общее количество заказов лекарств через интернет в России составило более 40 млн штук, объем российского рынка интернет-продаж лекарств составляет около 60 млрд рублей. Главными игроками рынка являются Wildberries, Ozon и "Аптека.ру". В настоящий момент продажа лекарств является наиболее быстрорастущим сегментом российского рынка e-commerce.
При этом долгое время этот сегмент коммерции находился в подвешенном состоянии. Формально существовал запрет на онлайн-продажу лекарств, а также на доставку купленных препаратов на дом курьером. Поэтому игроки рынка мягко обходили запреты. Например, в "Аптеке.ру" заказанные в интернете лекарства можно забрать только из стационарных аптек. В Ozon пошли дальше. Компания получила лицензию на фармацевтическую деятельность и открыла офлайн-аптеки для соблюдения всех правил хранения и отпуска лекарств. Клиенты могут забрать товар из аптечного пункта или же "дать поручение курьеру" с целью ознакомиться с товаром и отдать его затем покупателю. Таким образом, даже несмотря на формальные запреты, рынок продолжал развиваться, потому что чувствовал запрос со стороны аудитории.
"Рынок интернет-торговли очень ждал фармы, этот сектор настолько перспективен, что может прибавить 1% к общему объему отечественного e-commerce, который будет составлять 5% вместо настоящих 4%. Столько же может дать только алкоголь", — считает Алексей Федоров, председатель комитета по торговле "Деловой России" и сооснователь магазина "220 Вольт".
По его мнению, такие перспективы продиктованы традиционным отечественным отношением к лечению, большинство граждан сами принимают решение о необходимости приема безрецептурных препаратов, лишь немногие обращаются за профессиональной медицинской консультацией при легком недомогании. Эксперт отмечает, что безрецептурные препараты — это порядка 60% от всей покупаемой фармы. И, по оценкам Алексея Федорова, 15–20% этого объема в ближайший год перейдет в онлайн.
"На фоне коронавируса вырастут продажи лекарств за счет сокращения посещения всех общественных мест, то есть при условном расстройстве желудка решением будет становиться покупка медикаментов с доставкой", — добавил Федоров.
Ранее представители крупных аптечных офлайн-сетей были против того, чтобы доставку лекарств осуществляли курьеры, обосновывая это тем, что это должны делать фармацевты, добавляет, в свою очередь, Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.
"Помимо того что принятое решение в условиях эпидемии коронавируса — это, безусловно, позитивный шаг для людей, находящихся на карантине, разрешение онлайн-продажи безрецептурных лекарств даст очень сильный импульс рынку. Подписанное президентом разрешение увеличит оборот электронной торговли лекарствами минимум в 1,5–2 раза, чему будет способствовать эпидемия коронавируса в России", — заключил он.

Высокий спрос

Игроки рынка уже видят значительное увеличение спроса со стороны потребителей. Так, руководитель отдела электронной коммерции ЦВ "Протек" (компании принадлежит онлайн-сервис "ЗдравСити") Даурен Абеуов рассказал, что за последнюю неделю на фоне распространения коронавируса они наблюдают примерно пятикратное увеличение числа продаж противовирусных препаратов.
"На сегодняшний день на долю онлайн-продаж лекарственных средств приходится порядка 3–5% фармрынка. Однако полагаю, что в течение года после подписания указа о дистанционной продаже безрецептурных препаратов этот показатель может возрасти до 15–20%. Основываясь на данных "ЗдравСити" — онлайн-сервиса ЦВ "Протек", который сейчас охватывает 15 тыс. аптек в 78 регионах РФ, — можно говорить о росте среднего чека на безрецептурные лекарства. На сегодня он составляет более 2 тыс. рублей", — добавил собеседник.
Изменениям рады и российские маркетплейсы. Ozon в ожидании поправок к законодательству открыл три аптечных пункта — в Москве, Твери и Петербурге, получив лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
"Текущая ситуация оголила насущную проблему, показав, что сейчас онлайн-покупка и доставка для тысяч или даже десятков тысяч граждан России может быть фактически единственной возможностью получить доступ к необходимым лекарствам, и очень важно, что первые лица государства настолько оперативно отреагировали на этот вызов — это большой шаг по обеспечению всех жителей страны широким ассортиментом доступных лекарств. Очевидно, что впереди важный этап детализации, от которой как раз зависит, как быстро бизнес сможет включиться в социально важную историю. Со стороны Ozon мы протестировали свои бизнес-процессы заблаговременно", — прокомментировал генеральный директор Ozon Александр Шульгин.
В ближайшее время организовать доставку безрецептурных лекарств из крупнейших аптечных сетей обещали и в "Яндекс.Такси". Сделать заказ можно будет на сайтах аптек и фармацевтических компаний с помощью безналичной оплаты, каждый заказ соберет сотрудник аптеки из числа официальных партнеров "Яндекса". Доставку заказа будут осуществлять водители и курьеры, которые работают с заказами сервисов IT-компании.
"Яндекс" начал тестирование сервиса. Компании уже удалось договориться с аптечными сетями "Апрель", "36,6", "Горздрав", ГК "Эркафарм" (бренды — "Самсон-Фарма", "Доктор Столетов", "Озерки", Superapteka.ru), ГК "Фармаимпекс" (бренды — "Бережная аптека", "Фармаимпекс", "Экона" и др.), "Невис", а также с крупнейшими отечественными производителями лекарств — ГК Alium ("Венарус", "Максилак", "Необутин" и др.), "Материа Медика" ("Эргоферон", "Ренгалин", "Тенотен" и т. д.), АО "Полисорб" (бренд "Полисорб"), "Инфамед" (бренд "Мирамистин"). Переговоры ведутся и с другими аптечными сетями и фармпроизводителями.
На первом этапе сервис будет открыт в Москве и Петербурге, а затем может распространить свою работу в другие города России.