"ДП" изучил доклад петербургского омбудсмена накануне его выступления перед депутатами.
Уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов выступит перед Законодательным собранием города 25 марта. Если, конечно, заседание не отменят в связи с эпидемиологической обстановкой. Кстати, ежегодный доклад омбудсмена не в последнюю очередь полезен тем, что напоминает о проблемах, которые не зависят от сезонных инфекций, а влияют на нашу жизнь постоянно.
В докладе 2019 года появилось несколько новых подразделов, отражающих общественно–политическую повестку последнего времени. Например, "Права бездомных" и "Права граждан, имеющих психические расстройства". А подраздел "Права женщин" теперь именуется "Права женщин и противодействие домашнему насилию". Заканчивается он прямыми рекомендациями принять наконец закон о профилактике домашнего насилия, который не может продраться через бюрократические заслоны уже несколько лет — в отличие от некоторых других, нужность которых далеко не столь очевидна.
Метры для дольщиков
Наиболее прямо затрагивает петербургский бизнес раздел "Право на жилище". В нем упомянуты несколько застройщиков, которые в прошедшем году занимались решением проблем обманутых дольщиков. Справлялись они с этим по–разному. По доступной статистике, из 29 проблемных объектов жилищного строительства к концу года успели ввести только 11. Но зато среди них имеются долгострои, завершения которых дольщики ждали с 2001 года. Три таких объекта, унаследованных от обанкротившегося в 2008–м ООО "Чесма–Инвест", завершила ГК Glorax Development.
Некоторые застройщики помогали улаживать конфликты, не достраивая чужие объекты, а выделяя деньги для компенсаций. Например, Setl Group в августе 2019 года перечислила 160 млн рублей для 44 человек, сократив реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, практически на треть. По состоянию на 16 января 2020 года (последняя дата обновления) в нем состоят 130 петербуржцев.
Не всем удалось выполнить принятые на себя обязательства в полном объеме. Например, ООО "Норманн–Веста" так и не достроило дом на Муринской дороге, о проблемах с которым говорилось еще в докладе за 2017 год. Омбудсмен ссылается на экспертную оценку, согласно которой в 2019–м количество застройщиков, пребывающих в процедуре банкротства, выросло в России на 30%. В Петербурге банкротами признали ООО "ФБ Сестрорецк" и ООО "Норманн–Центр", процедура наблюдения введена для НАО "ИСГ Норманн". Все это может привести к увеличению числа пострадавших от действий недобросовестных застройщиков в ближайшие годы.
В докладе отмечены и систематические проблемы с расселением коммуналок и аварийных домов, предоставлением социального жилья, а также реализацией целевых жилищных программ. Положительную динамику аппарат омбудсмена наблюдает только в реализации программы "Жилье работникам бюджетной сферы". Остальные программы фактически топчутся на месте.
Поселение без границ
"Петербургский градозащитный консерватизм часто становится предметом насмешек, вызывает раздражение (особенно у застройщиков), упреки в противодействии развитию города как современного мегаполиса", — отмечает Александр Шишлов в разделе "Право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям". И тут же подчеркивает высокую значимость этой деятельности для Петербурга, исторический центр которого является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Следом идет краткий перечень наиболее конфликтоемких градостроительных ситуаций последнего времени. Это новые планы по застройке Охтинского мыса — при наличии не разрешенных до конца противоречий по поводу количества и состояния археологических памятников на его территории. Поспешное начало демонтажа СКК, которое привело к гибели одного из рабочих, — это события уже начала 2020 года, но дискуссия о статусе и судьбе здания шла весь 2019–й. Отмечается опасность жилой застройки в районе Пулковской обсерватории.
Вызывает тревогу состояние тех памятников, что страдают от ненадлежащего содержания или рук вандалов. Вопиющие примеры: потеря лица одной из русалок дома Николаевых на пересечении Садовой улицы и Мучного переулка (не восстановлено с 2018 года), уничтоженный Мефистофель на доме А. Л. Лишневского на Петроградской стороне (не восстановлен с 2015–го). Омбудсмен указывает на явную непоследовательность и ситуативность в деле защиты объектов культурного наследия, находящихся в Петербурге. Не лучшим образом порой обстоит дело с обеспечением доступа к ним граждан.
Помочь в решении этих проблем может статус исторического поселения федерального значения, закрепленный за Петербургом еще в 2010 году. Однако, подчеркивается в докладе, его границы и предмет охраны до сих пор не определены. Без этого применять статус невозможно, иначе в городе будет фактически парализована любая градостроительная деятельность.
Оборонка не платит
Согласно докладу, 24% обращений к омбудсмену по поводу права на труд — это проблемы с выплатой зарплаты. Борьба с этой и другими напастями осуществляется традиционным российским способом — ужесточением контроля. Если в 2018 году разные исполнительные органы государственной власти провели 83 проверки, то в 2019–м их количество выросло более чем в 5 раз, до 429. В результате было выявлено 5138 нарушений, что в 4 раза больше, чем в 2018 году. Правда, основная часть связана с оформлением или расторжением трудового контракта (42% всех нарушений). За 2019 год по фактам невыплаты заработной платы было возбуждено 96 уголовных дел и закончено 86. Совокупный ущерб от них превысил 350 млн рублей, 185,2 млн из которых уже возмещено.
Интересный разрыв наблюдается между суммами общей задолженности по зарплатам по данным Государственной инспекции труда и Петростата. По состоянию на 27 декабря 2019 года ГИТ зафиксировала сумму 721,9 млн рублей. Петростат же на 1 января 2020–го насчитал лишь 145,3 млн. Разнобой объясняется тем, что перед Петростатом должны отчитываться организации, ведущие определенную экономическую деятельность, а ГИТ инспектирует все места, где есть хоть какие–то наемные работники.
Значительная часть зарплатного долга, накопленного в Петербурге, приходится на организации, работающие по госконтрактам, заключенным с Минобороны. Почти 36,5 млн рублей задолжал своим сотрудникам Государственный научно–исследовательский навигационно–гидрографический институт. АО "780 ремонтный завод технических средств кораблевождения" оказалось должно 199 сотрудникам 59,9 млн рублей — в 2 раза с лишним больше, чем в 2018 году.
388,3 млн рублей в начале декабря 2019–го висело на "Метрострое" и его субподрядчиках. Ситуация была критической — у субподрядных организаций попросту не имелось ликвидных активов. Однако эта невеселая история уже близка к завершению: в январе компания получила от городского комитета финансов 200 млн рублей для расчетов с рабочими.
Ликвидация сети магазинов "Семья" и Spar тоже внесла свою лепту в печальную статистику. За ноябрь 2019 года ТД "Интерторг" не выплатил 260 сотрудникам в общей сложности больше 4 млн рублей.
Актуальной проблемой в аппарате омбудсмена считают дискриминацию при приеме на работу — по–прежнему часты отказы, не связанные с профессиональными качествами соискателей. Одна из рекомендаций для Минтруда состоит в том, что срок для обращения в суд о признании такого отказа незаконным должен быть продлен с 3 до 6 месяцев.
Хромая Фемида
Большое внимание в докладе традиционно уделяется различным аспектам соблюдения законности. В первую очередь это касается деятельности правоохранительных органов, которые за последние годы оказались замешаны во множестве скандалов с пытками обвиняемых, подозреваемых и даже просто задержанных. В докладе отмечается несколько заметных событий из этой области, связанных с Петербургом.
Первое — дело так называемой "Сети", признанной Московским окружным военным судом террористической организацией, деятельность которой запрещена на территории России. В докладе за 2018 год петербургский омбудсмен уже отмечал, что в отношении некоторых петербургских фигурантов дела были допущены явные нарушения (в том числе пытки, ночные допросы и т. д.). Никакой реакции на это так и не последовало.
Еще более сложная ситуация сложилась вокруг расследования теракта в петербургском метро в апреле 2017 года. Все подсудимые по этому делу признаны виновными и в декабре 2019–го приговорены к длительным срокам заключения. При этом на протяжении всего процесса они заявляли о своей невиновности и признаниях, добытых под пытками, но эти факты не были проверены надлежащим образом.
В качестве мер нормализации ситуации омбудсмен предлагает внести в УК РФ статью об ответственности сотрудников правоохранительных органов за участие в пытках, а также обеспечить все учреждения УФСИН средствами видеонаблюдения.
Системные проблемы выявлены в сфере реализации права на судебную защиту. Количество обращений по этому поводу выросло в 1,5 раза и достигло 312. Основная масса жалоб касается несогласия с вынесенными решениями или действий судебных приставов. Кроме того, недостаточно обеспечена гласность.
Это касается как плохого состояния веб–сайтов судов (на которых не размещаются тексты вынесенных решений), так и таких элементарных вещей, как неработающие микрофоны в зале заседаний или недопуск представителей СМИ. Явное противоречие усматривается в том, что потерпевшему не предоставляется бесплатная юридическая помощь, хотя обвиняемый (подозреваемый) имеет на нее право. В части рекомендаций омбудсмен предлагает дополнить УПК РФ нормой, исправляющей эту ситуацию.
Муниципальные страсти
Прошедшие в 2019 году выборы губернатора и муниципальных депутатов анализируются в докладе очень подробно. Уполномоченный по правам человека отмечает, что взаимодействие с ЦИК складывалось гораздо конструктивнее, чем с городской избирательной комиссией. Впрочем, фактически открытый конфликт между СПбИК и Центризбиркомом страна могла наблюдать в режиме онлайн, особенно при подведении результатов.
Как помнят все интересующиеся, проблемы начались задолго до дня голосования, когда избирательные комиссии муниципальных образований прилагали массу усилий для того, чтобы ограничить распространение информации и не дать зарегистрироваться "неправильным" кандидатам. В докладе омбудсмена скрупулезно перечисляются ИКМО, которые, несмотря на требования, передавали в Горизбиком свои решения о назначении выборов не через сутки, а через 7–15 дней, сокращая, таким образом, период регистрации кандидатов до минимума.
Далее описываются круги ада, которые приходилось пройти независимым кандидатам для того, чтобы просто сдать документы. Сотрудники аппарата омбудсмена стояли вместе с ними в так называемых технических очередях, зачастую состоявших из молодых людей спортивного телосложения с агрессивной манерой поведения.
В день голосования на участках был зафиксирован традиционный букет нарушений: от "каруселей" до сверхскоростного волеизъявления граждан на дому. Правда, выборы–2019 запомнились повышенным уровнем агрессии, иногда переходившей в прямое насилие по отношению к наблюдателям или членам УИК. Сотрудники правоохранительных органов при этом не вмешивались. 36 УИК провели повторное установление результатов голосования, после которого избранный состав некоторых муниципальных советов серьезно менялся. При этом пересчет проводился с настолько явными нарушениями, что в дальнейшем итоги на некоторых из этих участков были отменены судом.
Главной проблемой губернаторских выборов уполномоченный по правам человека считает слишком жесткий муниципальный фильтр, через который не смогли пробиться многие выдвиженцы. Перспективы снижения порога (сейчас нужно собрать подписи 10% муниципальных депутатов) активно обсуждались в городе, но до реализации этих планов дело не дошло. В итоге на выборах не были представлены кандидаты от четырех из шести партий, имеющих представительство в городском парламенте (впрочем, Владимиру Бортко, выдвинутому от КПРФ, помешал не фильтр, а нечто иное: свою кандидатуру он снял сам).
"Без удаления из избирательной системы нарушителей избирательных прав граждан и без разрыва существующих тесных связей избирательных комиссий с администрациями районов и муниципальных образований изменить ситуацию в избирательной системе Санкт–Петербурга не удастся", — подводится итог в докладе. От федерального законодателя ожидается полная отмена муниципального фильтра и введение залога вместо сбора подписей; от ЦИК — издание методических рекомендаций для ликвидации самодеятельности на местах; от СПбИК — чистка рядов и массовое внедрение КОИБов; от ЗакСа — увеличение периода выдвижения кандидатов; а от правоохранительных органов — неотвратимость наказания для пойманных за руку нарушителей.