Городские перевозчики несут потери из–за снижения пассажиропотока, вызванного пандемией, но власти помогать им пока не спешат.
Перевозчики, работающие на городских маршрутах, заявляют о снижении пассажиропотока в среднем на 20%, что не может не сказаться на их благосостоянии. Если бы пандемия началась после июля, когда Смольный должен запустить транспортную реформу, по которой автобусным компаниям будут платить за километры пробега, никаких убытков они бы не понесли. Но пока платят за пассажиров.
"Пассажиропоток ощутимо упал на наших рейсах во всех городах. Мы работаем в Петербурге, Ленобласти, Петрозаводске, Москве, Волгограде, Сочи — и везде он упал. На каких–то маршрутах сократился значительно, в частности на тех, которые вели к социальным объектам. 19% — это средний показатель, на каких–то маршрутах он выше, на каких–то ниже", — прокомментировал "ДП" директор по перевозкам компании "Питеравто"Роман Юренев.
О снижении пассажиропотока на регулярных маршрутах на 19% говорят и в АО "Третий парк", одном из крупнейших на рынке перевозок в Петербурге. Представитель компании "ПТК" заявляет о падении на 25% на регулярных маршрутах по Петербургу и Ленобласти в зависимости от направлений. "На 20 марта зафиксировано снижение пассажиропотока на городских маршрутах на 18%. После детального анализа по маршрутам можно будет подготовить предложения по оптимизации работы", — прокомментировали в пресс–службе ГУП "Пассажиравтотранс". За последнюю неделю пассажиропоток в петербургском метро составил 1,84 млн человек, снизившись на 25%. По данным на 18 марта, недельное падение составляло 14%.
Ездить по–старому
На фоне падения пассажиропотока "Питеравто" в инициативном порядке предложило властям сократить количество рейсов, однако ответ пока не получен. Волгоградские же чиновники, приводят пример в компании, пошли на такие уступки перевозчику, ведь необходимости в изначальном объеме уже нет.
У комитета по транспорту планов по сокращению работы общественного транспорта сейчас нет, заявили "ДП" в пресс–службе ведомства. "Без разрешения комитета перевозчики не могут ничего менять. Если будет зафиксировано нарушение норм договора, перевозчику будет отправлен акт для принятия мер", — добавили в Комтрансе.
Ни конца ни края
"Проблема существует неделю, и пока еще рано подсчитывать убытки, но они будут. Боюсь, они будут огромными, потому что мы не понимаем ни конца ни края всего происходящего, — отметил Роман Юренев. — С лизинговыми компаниями переговоры о снижении ставок пока не ведем, но, если ситуация ухудшится, такой вариант будет рассмотрен".
Как быть с сотрудниками — сокращать или отправлять в отпуск, в "Питеравто" пока еще думают. Перевозчик "ПТК" часть своих офисных сотрудников перевел на удаленную работу, а водители международных маршрутов ушли в отпуска. Сокращать при этом никого не планируется.
"Убытки на маршрутах Петербурга и Ленобласти пока не можем подсчитать, падение пассажиропотока произошло недавно. Но по международным маршрутам (Таллин, Гомель, Минск) из–за закрытия границы и простоя автобусов мы терпим прямые убытки, такие как лизинговые платежи, каско,ОСАГО, грин–карты и т. д.", — говорит представитель ПТК.
Лизинг навстречу
Финансовая служба "Третьего парка" уже рассматривала возможность обращения в лизинговые компании для снижения ставок, однако на деле такой сценарий маловероятен, уверены в компании.
"К нам уже обращаются транспортные компании с просьбой о реструктуризации лизинговых сделок, — прокомментировал “ДП” руководитель отдела продаж в Петербурге ГК “Альфа–Лизинг” Дмитрий Асадов. — Мы идем навстречу клиентам, так как понимаем, что кризис конечен и те клиенты, которым согласовали новые графики платежей, станут нашими партнерами на долгое время".
Коммерческий директор компании "Интерлизинг" Сергей Жарков отмечает, что они с лизингополучателями прошли два сложных периода в 2008 и 2014 годах, поэтому готовы идти навстречу и сейчас.
"На наш взгляд, обоснованно пересматривать структуру платежей при невозможности исполнения обязательств перед нами в критический период. По моему мнению, отрасль пассажирских перевозок в текущей ситуации является наиболее уязвимой и будет нуждаться в государственной поддержке", — считает Жарков. Эту позицию разделяют аналитики ГК "Финам", утверждая, что без поддержки со стороны государства можно ожидать банкротств перевозчиков, а также ухода бизнеса в серый сектор.
"В США и Европе приняты беспрецедентные меры фискальных поблажек для бизнеса. Там люди опытные, они прекрасно понимают, что бизнес проще сохранить, чем потом его восстанавливать. У нас в стране традиционно исповедуется политика очень жесткого бюджета, бизнес и без того задавлен налогами, — отмечает аналитик “Финама” Алексей Коренев. — 300 млрд рублей, что выделены правительством сейчас (антикризисные меры. — Ред.), — это капля в море. С точки зрения бизнеса нужны и налоговые каникулы, и снижение налоговой нагрузки, и хоть какое–нибудь понижение НДС. Могут быть использованы меры стимулирования в виде льготного кредитования, государственных гарантий под кредиты и т. д.".
Антикризисные меры
Налоговые каникулы правительство страны пока решило предоставить только предприятиям из сферы туризма и авиаперевозок. Также поручено не подавать до 1 мая заявления о банкротстве компаний, имеющих задолженность перед бюджетом. Это касается всех сфер. Транспортным компаниям обещают компенсировать убытки, но соответствующего документа пока нет.
Свой антикризисный пакет мер поддержки готовит и Смольный. Власти заявляют, что готовы поступиться доходами от налогов и аренды, но пока без конкретики.
"Основной вопрос для нас: от каких расходов мы сможем отказаться? Поддержку будем оказывать тем, кто прекратил бизнес по нашей вине, прямо или косвенно", — заявил вице–губернатор Евгений Елин. Его коллега Владимир Княгинин отметил, что речь идет о сферах развлечений и туризма.
Озвучить меры поддержки власти Петербурга собираются в пределах полутора недель.
А пока некоторые компании всерьез задумываются о своем выживании. После закрытия границы с ЕС международный автобусный перевозчик Lux Express, например, приостановил 23 рейса в день, а перевозчик Ecolines — около 30 рейсов из Петербурга, Москвы и Калининграда.
"Отсутствие деятельности более месяца — это уже вопрос выживания компании. Ежедневно мы тратим около 200 тыс. рублей на содержание автопарка, оплату аренды, зарплаты, налоги, выплату кредитов и т. д. — это при полном отсутствии доходов", — прокомментировал "ДП" директор по маркетингу ООО "Амрон" (Ecolines) Андрей Волков.
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин напоминает, что в зоне риска окажутся не только международные перевозчики, но и компании, работающие на межрегиональных маршрутах.
"По России ведь поток тоже упадет. Все межрегиональные маршруты по 220–ФЗ находятся на самофинансировании. Таким перевозчикам только иногда оплачивают часть льготников", — говорит эксперт.
Суточный пассажиропоток автовокзала уже упал до 1,6 тысячи человек. Для весеннего периода нормой здесь считается более 2 тысяч пассажиров в день.