Случается, что век зданий недолог и новый владелец решает их перестроить. Практика показывает, что заказчик редко обращается к автору, а потому порой внешний облик меняется кардинально. Как протестуют авторы и с какими чувствами новые проектировщики берутся за переделку построек своих предшественников, выяснил "ДП".
Не путиловский масштаб
В 1990 году на улице Красного Текстильщика, 7, была построена баня. Ее автор — архитектор Виктор Шепета — вместе с супругой Наталией Шепетой создал, по собственному выражению, "каменный замок": здание было облицовано путиловским камнем с фактурой "скала", дополнено выступающими круглыми окнами. Но в 2012 году по заказу ООО "Викинг" здание реконструировали, и путиловская плитка была заменена керамогранитом.
Сам Шепета узнал о "не согласованной с авторами постройки реконструкции фасадов" позднее, когда по делам заглянул в Единый центр документов напротив. "Какие у меня были эмоции? Обалдел, да и все", — вспомнил первые впечатления собеседник "ДП".
"Когда переделали гостиницу “Москва”, Давид Гольдгор давно уже помер, но и то, наверное, переворачивался в гробу, поскольку на фасаде появились большие лепешки, которые разрушили масштаб камерной площади Александра Невского. Но я еще, слава богу, жив. Я написал в администрацию губернатора, в “Наш Петербург”. Пришел ответ, что не наше это царское дело — заниматься всякими банями", — пояснил Виктор Шепета.
По мнению проектировщика, "дом просто изуродовали", и это нарушает этику и закон об авторском праве. Однако судиться Шепета не намерен, говорит: "Мне скоро девятый десяток пойдет, просто жалко тратить время".
Проект реконструкции бань делало ООО "Экостройпроект+". Главный архитектор компании Павел Лошаков заявил "ДП", что "по–хорошему" перед реконструкцией здания нужно получать согласие прежних авторов, однако в данном случае "в нашем проекте речь шла о перепланировке помещений, об изменении инженерного оборудования внутри, мы, в общем, не касались фасадов здания".
То, что путиловская плитка была заменена керамогранитом, связано с особенностями температурного режима, присущего баням: "Влажный воздух проходит сквозь фасады наружу, облицовка постепенно отваливается и падает на проходящих людей, а это, конечно, очень нежелательно. Было обследование, в котором было указано, что фасады нужно менять".
ТСЖ на шаре
Весной 2019 года был изменен облик жилого дома в Крестьянском переулке, 4а. Его в 2001 году построила ЛСР, а переделывать взялось ТСЖ "Крестьянский переулок, 2 /13". За счет "экономии" средств товарищества при поддержке 92% собственников были демонтированы декоративные арка и шар на крыше. Причиной стали протечки, которые были–де связаны с некачественными работами, интенсивной коррозией и неправильным конструктивным решением. Проект реконструкции делало ООО "М–Проект".
Оба автора — Владимир Попов и Евгений Рапопорт — выступили против демонтажа архитектурного оформления, но их мнение не услышали. "К сожалению, такие вещи юридически не наказываются. Нет такого закона. Хотя в приличном обществе, конечно, нужно спрашивать авторов. Вежливые люди спрашивают, а хамы не спрашивают. То, что было сделано в Крестьянском переулке, коренным образом изменило облик здания", — поведал Попов "ДП". Его коллега Рапопорт сейчас болен и не смог дать подробный комментарий, а до "М–Проекта" дозвониться не удалось.
Мальчики — девочкам
Среди новых учебных заведений, открывшихся в минувшем сентябре, был и пансион воспитанниц Минобороны, который само ведомство позиционирует как преемника Института благородных девиц. Изначально этот объект на Бычьем острове, на набережной Гребного канала, 9, проектировался и строился как спортивно–гостиничный комплекс. Проект по заказу ООО "Спортивный клуб дзюдо “Явара–Нева”" разработало ООО "Ингмар архитектурно–строительное бюро" Ингмара Витвицкого. Но потом военные переделали уже готовую постройку, заметно изменив внешний облик.
По словам Витвицкого, он не участвовал в перепроектировании и его согласием на новый вариант также никто не заручался. Хотя его проект спорткомплекса в свое время был высоко оценен профессиональным сообществом: одобрен градсоветом, получил "Хрустального Дедала" (премия Союза архитекторов России), вошел в шорт–лист финалистов Всемирного фестиваля архитектуры в Дубае.
"Это как перерисовать картину, переделать музыкальное произведение, вырвать из учебника страницы, взять статую Аполлона и прикрутить к ней голову Афины, — оценил результат проведенной реконструкции Ингмар Витвицкий. — Есть институт главного архитектора города, есть требования ПЗЗ по плотности застройки. Но приходят люди, и все это полностью игнорируется, дискредитируется вообще любая норма — этическая, градостроительная, функциональная". В то же время собеседник "ДП" не считает саму идею приспособления несостоявшегося спорткомплекса под учебное заведение невозможной, но получилось, по его мнению, так, будто "мальчики нарисовали то, что должно нравиться девочкам".
Кто конкретно занимался архитектурой пансиона, выяснить не удалось: в документах указываются министерские структуры.
Лишь бы не фасад
Недавно стало известно, что грядет реконструкция гостиницы "Русь" на Артиллерийской улице, 1. Проект уже получил заключение КГИОП. Сама гостиница появилась на рубеже 1980–1990–х годов, когда к жилому дому пристроили новый объем в стиле брутализма (по мнению экспертов, это наиболее яркий пример данного стиля в Петербурге). Авторами здания были Владимир Жуков и Ольга Гуревич. "Ко мне не обращались за согласием, и я не в курсе, что там изменится", — заявил "ДП" Жуков. По его словам, он не расстроится, если в рамках реконструкции будет проведена только перепланировка.
"Если же предлагаются изменения фасадной части по Артиллерийской улице, то думаю, что они нецелесообразны. Конструкции, спроектированные известным конструктором Эдуардом Герцевичем Кацом, задуманы так, что в точности соответствуют существующей архитектуре. А поскольку фасадные части полностью решены в монолите, то их невозможно изменить, можно только сломать до основания, причем разрушение в данном случае не обойдется так просто, как по СКК, обязательно будут затронуты окружающие здания", — полагает автор.