Вопрос цвета в архитектуре был чрезвычайно важен во все времена. Не все, наверное, знают, что античные храмы дошли до наших дней уже в несколько видоизмененном состоянии — изначально их скульптурные и архитектурные детали были ярко окрашены и расписаны. Со временем цвета смылись. И сегодня может показаться, что древняя архитектура была очень сдержанной и монохромной. Но это не так.
Петербург изначально строился как цветной город с окрашенными фасадами. Но следует вспомнить, что первые постройки Карла Росси были серыми, поскольку тогда тоже экономили, а желтый пигмент, так широко распространенный в эпоху классицизма, был сравнительно дорог.
Но петербургский цвет — это особая тема. Сегодня многие архитекторы и люди, интересующиеся архитектурой, ездят в разные страны и видят там большое количество зданий ярких, открытых цветов. И некоторым кажется, что современная архитектура Петербурга тоже может и должна быть разноцветной.
На мой взгляд, здесь есть определенное заблуждение. Дело в том, что в Петербурге совершенно особые природные условия. У нас низкое серое небо, слабая светимость небосвода. И это как раз накладывает ограничения на применение ярких цветов. При пасмурной погоде очарование Петербургу придают именно пастельные тона, а яркие диссонируют со сложившимся архитектурным обликом исторического города. Смольный собор Растрелли в оригинале был нежно–голубого цвета. А Зимний дворец, например, изначально был сдержанного желтого цвета с серыми деталями. Применение насыщенных цветов возможно — на акцентных зданиях, которые выполнены архитекторами профессионально.
Что касается современной тенденции применения ярких цветов в массовой жилой застройке — мне кажется, это ошибка. В этом случае как раз уместно придерживаться петербургской традиционной цветовой палитры, над созданием которой трудились ленинградские архитекторы, художники и реставраторы начиная с 30–х годов прошлого века.
Им на основе послойных расчисток штукатурки, выполненных на зданиях разных периодов постройки Петербурга — Петрограда — Ленинграда, удалось восстановить первоначальные колеры. Определяя и систематизируя наиболее типичные цвета фасадов различных исторических эпох и стилей, из 300 образцов они определили 40 основных и на их основе разработали цветовую палитру "Колера для окраски фасадов зданий города Ленинграда". Эталоны палитры отобразили наиболее характерные цвета фасадов различных стилистических направлений петербургской архитектуры: барокко, классицизма, эклектики, модерна, конструктивизма, сталинского ампира, архитектуры 60–70–х годов ХХ века. В 1966 году эта палитра была утверждена на заседании Градостроительного света Главного архитектурно–планировочного управления Исполкома Ленсовета города Ленинграда.
Однако удерживать современных архитекторов в рамках 40 цветов в долгосрочной перспективе было бы неправильно. Основываясь на проделанной нашими ленинградскими коллегами работе и используя цветовую модель NCS, комитет по градостроительству и архитектуре расширяет рекомендуемую палитру колеров фасадов — до более чем 100 цветов.
Дополнение цветов осуществляется по таким критериям, как насыщенность, светлота, яркость, тональность. Также на основе имеющихся архивных документов систематизирована информация о колерах, используемых наряду с традиционными цветами для окраски оконных и дверных заполнений, кровель, ограждений балконов, кронштейнов, решеток и т. д.
Комитет уверен, что применение традиционной пастельной цветовой палитры при строительстве новых зданий поможет архитекторам развивать и дополнять великолепную архитектурную среду одного из самых красивых городов мира.
Автор — Владимир Григорьев, главный архитектор Петербурга