Введенный в Петербурге режим полной самоизоляции — термин, вызывающий много вопросов и требующий разъяснений. Сегодня очень много споров, насколько обязательны для исполнения меры ограничений, которые введены государством. Рекомендации это или императивные требования? Что будет, если не подчиниться?
На эти и другие вопросы ответила управляющий партнер юридической компании "Магистраль" Марианна Чугаева.
1. Частью 3 статьи 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья.
2. Статья 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предписаний главных государственных санитарных врачей решением правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
3. Постановлениями главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 №5, от 13.03.2020 №6, от 18.03.2020 №7, от 30.03.2020 №9 такие предписания даны.
4. На примере Санкт-Петербурга такие ограничения введены Постановлением правительства Санкт-Петербурга №167 от 30.03.2020 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с многочисленными дополнениями.
Относительно ограничения свободы передвижения можно обратиться к статье 8 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В указанной статье говорится, что право граждан на свободу передвижения может быть ограничено не только на территориях, где введено чрезвычайное положение, но и на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Что касается ответственности, то за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия возможна и административная, и уголовная ответственность уже сейчас.
1. Статья 6.3 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За нарушение этой статьи для граждан возможно предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей.
31 марта 2020 года Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил, в том числе поправки и к статье 6.3 КоАП.
Введены части 2 и 3, в которых конкретизировано, что если подобные действия (бездействие) совершаются в период действия ЧС или иных ограничительных мероприятий (карантина), а также если такие действия повлекли причинение вреда или смерть человека, то штраф для граждан составит от 15 тыс. до 40 тыс. рублей и от 150 тыс. до 300 тыс. рублей соответственно.
2. Статьей 236 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, а также за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
31 марта 2020 Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в Уголовный кодекс, в части статьи 236 принято уточнение и существенное ужесточение ответственности — вплоть до реальных сроков лишения свободы и миллионных штрафов.
Так что сидим дома, не ходим на работу и будем здоровы.
Исключения не распространяются на работников следующих предприятий:
а) непрерывно действующих организаций;
б) медицинских и аптечных организаций;
в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
С официальными рекомендациями относительно трактовки указа можно ознакомиться тут.
Каким именно образом работнику нужно будет подтверждать свою принадлежность к предприятиям, попавшим в список исключений, пока непонятно.