Влияние пандемии коронавируса на российскую экономику будет максимально негативным, считают большинство предпринимателей (69%). Об этом свидетельствуют данные опроса, проведённого Аналитическим центром НАФИ в марте — апреле 2020 года. Респонденты заявляют, что в первую очередь пострадают сферы общественного питания и туризма, а также отрасли торговли и услуг. Кроме того, значительные убытки понесут рынки транспорта и развлечений.
"85% предпринимателей указали, что распространение коронавируса негативно повлияло на финансовые показатели их организации. Под ударом — малый бизнес: в компаниях с численностью сотрудников до 100 человек негативные последствия особенно ощутимы (их отметили 87% предпринимателей), в компаниях со штатом более 100 человек негативные последствия отмечали чуть реже (78%). Женщины-предприниматели чаще говорили о негативных последствиях, чем мужчины (90% и 82% соответственно). Две трети женского бизнеса (68%) — это небольшие организации с численностью штата до 15 человек, работающие в сфере услуг, культуры, спорта и организации мероприятий", — отмечается в исследовании.
По словам опрошенных, они в большинстве случаев пессимистично оценивают перспективы нормализации ситуации. Почти половина (43%) говорят, что ситуация вернётся в нормальное состояние не ранее чем через год, 14% полагают, что это произойдёт через 2–3 года. Среди "пессимистов" больше предприятий, созданных до 2010 года и прошедших несколько экономических кризисов. Треть предпринимателей (31%) уверены, что ситуация нормализуется через несколько месяцев.
Около 70% респондентов знают о предлагаемых мерах помощи бизнесу со стороны правительства России. Наиболее информированы предприниматели в возрасте 40 лет и старше (73%), молодые предприниматели в возрасте до 30 лет слышали об инициативах кабмина гораздо реже (56%). Подчёркивается, что сегодня предприниматели больше, чем когда-либо, просят поддержки со стороны государства: 73% отметили, что остро нуждаются в ней. Чаще о необходимости помощи говорили собственники малых предприятий с численностью сотрудников от 16 до 100 человек (79%), а также молодые предприниматели в возрасте до 30 лет (80%).
"Если экономические кризисы последнего десятилетия были локальными либо затрагивали отдельные отрасли экономики, то сегодня мы наблюдаем беспрецедентную ситуацию, когда весь мир сталкивается с серьёзными экономическими последствиями пандемии коронавируса. В наибольшей зоне риска — микро- и малый бизнес. Нынешние условия диктуют другие правила. Чтобы сохранить свою компанию и быстро восстановиться после кризиса, предпринимателям потребуются максимальная гибкость и готовность быстро подстраиваться под меняющиеся условия, находить новые бизнес-модели и даже менять свой продукт или сервис", — отметила генеральный директор Аналитического центра Гузелия Имаева.