Но взгляды партнеров расходятся.
Комитет по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП) прорабатывает вопрос о создании 43 социальных объектов на условиях заключения концессионного соглашения в 12 районах города (Василеостровский, Выборгский, Калининский, Красногвардейский, Красносельский, Кронштадтский, Московский, Невский, Приморский, Пушкинский, Фрунзенский и Центральный). Перечень приоритетных до 2024 года объектов составлен на основании мониторинга обеспеченности и потребности населения города в детских садах, школах и поликлиниках. В его разработке участвовали районные администрации, комитеты по образованию и по здравоохранению.
По вопросу финансирования концессионных соглашений ведутся переговоры с ПАО "Сбербанк" и ПАО "Банк “Санкт–Петербург”", рассказали в КЭПиСП. Банк готов к сотрудничеству, об объемах говорить пока рано, сообщили "ДП" в "Санкт–Петербурге".
"В настоящее время часть сделок с администрацией Петербурга находится на стадии структурирования, — пояснил заместитель председателя Северо–Западного банка ПАО “Сбербанк” Роман Львов. — Сбербанк проявляет высокую заинтересованность в сотрудничестве с региональными властями. Возможности банка не ограничены каким–то определенным количеством проектов. Мы готовы профинансировать все сделки, партнеры которых будут соответствовать нашим требованиям".
Как стало известно "ДП", город также провел переговоры с группой "ВИС", которая по соглашению о государственно–частном партнерстве построила шесть образовательных учреждений в ЯНАО и 12 — в Якутии, а сейчас реализует проект по созданию сети из семи городских поликлиник в Новосибирске.
"Санкт–Петербург — один из тех регионов, которые представляют для холдинга особый интерес, поэтому мы рассматриваем весь спектр возможностей по участию в инфраструктурных проектах. Представители группы “ВИС” принимали участие в ряде совещаний и встреч, проводимых КЭПиСП, в рамках которых обсуждались общие подходы к реализации проектов в социальной сфере. В случае принятия властями города положительного решения готовы приступить к более детальной проработке потенциальных проектов", — прокомментировали "ДП" в компании.
Сегодня целесообразно инициировать не точечные, а комплексные ГЧП–проекты, в рамках которых создавать сразу несколько однопрофильных объектов: школ, детских садов или учреждений здравоохранения, считают в ВИС. Такой подход имеет большую привлекательность для инвесторов. При этом подходящим форматом реализации компания считает именно соглашения о ГЧП, а не концессионные: "Такое распределение рисков и ответственности в проектах по созданию объектов социальной сферы считаем оптимальным, в том числе учитывая планы города по привлечению существующих бюджетных учреждений для будущей эксплуатации".
В комитете предпочитают вариант концессии, а не ГЧП, ссылаясь на детализированное нормативно–правовое регулирование на уровне федерального законодательства и наличие правоприменительной практики. Еще один аргумент — возможность привлечения частных инвестиций в объекты, право собственности на которые будет принадлежать Санкт–Петербургу (в отличие от механизма соглашений о ГЧП).
"Концессионное соглашение предусматривает исключительно публичную собственность (государственную) на объект. Модель соглашения о ГЧП дает возможность передать его в частную собственность (инвестору), затем он может быть возвращен публичному партнеру. А до этого момента предоставляется на правах “обратной аренды”. Также публичный партнер может выплачивать растянутые платежи по выкупу объекта, — поясняет Дарья Годунова, управляющий партнер “Пионеры ГЧП”. — Плюс сейчас на рынке не так много операторов образовательных услуг, что важно для концессионного соглашения, потому как в концессии вы одним контрактом проектируете, строите, эксплуатируете и несете за такой комплекс услуг ответственность, несмотря на факт привлечения для целевой эксплуатации муниципального или государственного образовательного учреждения. В ГЧП–соглашении за частной стороной, как правило, закрепляется обязательство по техническому обслуживанию имущества, а за образовательный процесс отвечает привлеченное образовательное учреждение (государственное или муниципальное) — уже через публичного партнера".
Разработкой программы по концессиям в социальной сфере КЭПиСП занялся еще в прошлом году. По информации "ДП", его инициативу в Смольном оценивают неоднозначно — реализацией проектов на основе ГЧП по существующим регламентам занимается комитет по инвестициям, отдельные вопросы курируют профильные комитеты. Появление нового лидера и возможность перераспределения полномочий в этой области вызывает вопросы, говорят собеседники "ДП" в правительстве Петербурга.
"Эти проекты — хороший шанс поучаствовать в распределении бюджетов и переговорах с реальными инвесторами в лице застройщиков, КЭПиСП может встретить серьезное сопротивление со стороны коллег", — прокомментировали "ДП" на условиях анонимности.