Представители автодилерского бизнеса продолжают подсчитывать убытки от закрытия салонов и не ждут особого эффекта от онлайн–продаж.
Об этом говорилось на круглом столе, который в онлайн–режиме провел "Деловой Петербург".
На прошлой неделе петербургские продавцы автомобилей направили обращение к губернатору Александру Беглову с просьбой включить авторетейл в число отраслей, наиболее пострадавших от кризиса, а также предоставить ряд преференций в виде налоговых каникул и освобождения от арендной платы. Пока ответа от Смольного нет.
Директор по развитию "Аксель Групп" Игорь Седов ожидает, что в течение апреля и мая падение продаж достигнет 80%, а в последующие 3 месяца, если ограничительные мероприятия будут отменены, — как минимум 30%.
"Есть прогнозы, что вследствие кризиса около 30% дилеров уйдут с рынка. По итогам года их может уйти и меньше, но это не значит, что отрасль хорошо себя чувствует. Многие дилеры уже “мертвы” (работают себе в убыток), просто выглядят как живые. Потому что владельцы этих дилерских центров всеми способами их поддерживают — вкладывают собственные деньги, берут кредиты", — подчеркивает Игорь Седов.
"Сам кризис — это не так страшно, — считает председатель совета директоров “Ауди Центр Петербург” и председатель Гильдии предпринимателей автомобильной отрасли Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты Вячеслав Жигалов. — Многие проблемы заключаются в самой модели отношений между производителем и дилером, которая направлена на увеличение объемов, а оно, в свою очередь, достигается за счет снижения маржинальности, в том числе и у дилеров. Пока это противоречие не исчезнет, лучше не станет. Если говорить о федеральных и местных преференциях, то воспользоваться ими мне и моим коллегам будет сложно, поскольку, несмотря на крайне низкую маржинальность, наш бизнес формально относится к крупному, а поддерживать в первую очередь обещали малый и средний".
Следуя общему тренду ретейла, многие автодилеры начали работу онлайн, однако в основном это касается рынка подержанных машин: как показывает практика, такой способ продаж может быть эффективен только для низких ценовых категорий. По словам экспертов, пока в России покупатели не готовы заказывать новую машину за 1,5 млн рублей через интернет.
"В сегменте trade–in онлайн–продажи достаточно высоки, но мы не делаем на это ставку, — рассказывает управляющий ОАК-РРТ Сергей Новосельский. — С точки зрения дополнительного инструмента продажи через интернет работают, с точки зрения приучения людей к культуре онлайн–заказов — тоже, но сегодня серьезной экономики, по крайней мере для большинства наших брендов, в онлайн–продажах нет".
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в марте продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 4% по сравнению с тем же месяцем 2019 года — с 162,3 тыс. до 168,5 тыс. единиц. Такую динамику участники рынка объясняют "предкризисным симптомом": покупатели быстрее принимали решение вложиться в автомобиль, пытаясь хоть как–то спасти деньги от раскручивающейся инфляции.