Согласно данным портала Investfunds.ru, такие фонды заработали за 3 месяца более 30%.
В аутсайдеры попали те ПИФы, которые держат деньги пайщиков в акциях нефтегазового сектора. У ряда таких фондов убыток за квартал превысил 20%. Эти тенденции связаны с динамикой товарных рынков, где нефть в последние месяцы падала в цене, а золото — росло (см. графики). С учетом снижения курса российской валюты в рублях вложения в драгметаллы и акции золотодобывающих компаний принесли двойную выгоду.
Поток развернулся
Несмотря на грандиозный обвал фондовых рынков как в России, так и во всем мире, в целом отечественная индустрия коллективных инвестиций в январе–марте текущего года чувствовала себя неплохо.
Читайте также:
Биржевая сводка
Рынок акций сопротивляется нефти
За 3 месяца (без нескольких дней, поскольку из–за нерабочей недели с 30 марта по 3 апреля Investfunds собрал данные для квартальной статистики на 26 марта) инвесторы принесли в ПИФы более 50 млрд рублей.
Для сравнения: за весь 2019 год рыночные ПИФы (открытые и интервальные) привлекли лишь вдвое больше денег пайщиков, 104,7 млрд рублей (см. "ДП" № 4 от 20.01.2020).
Приток средств в январе–марте испытали все типы фондов, но больше всего денег пайщики принесли в фонды облигаций и смешанные (покупающие как акции, так и облигации).
Эти две категории привлекли за квартал 12,3 млрд и 17 млрд рублей соответственно. Хотя положительными по притоку для них, как и для индустрии в целом, были только январь и февраль, а в марте пайщики в основном выводили деньги из ПИФов.
"Первый квартал 2020 года оказался сложным для рынка коллективных инвестиций, — отмечает Владислав Шарипов, менеджер проекта по инвестиционным фондам ГК Cbonds. — Январь внушал надежду, что этот год станет не менее успешным, чем предыдущий. 246 из 267 открытых и биржевых фондов показали положительную доходность.
При этом приток в рыночные фонды составил 26 млрд рублей. В феврале приток увеличился до 28 млрд. Но положительную динамику показали уже лишь 65 из 267 фондов. Абсолютное большинство фондов, принесших инвесторам доход, инвестируют в иностранные активы или драгоценные металлы.
Март на фоне мирового экономического спада оказался удачным только для ПИФов, инвестирующих в “защитные” активы — еврооблигации и драгметаллы. Инвесторы вкладывали в большей степени в такие ПИФы. В целом произошел отток из рыночных фондов — 4,3 млрд рублей".
На волнах паники
"Наибольший отток среди ПИФ УК “Открытие” произошел из фонда облигаций, — рассказал Дмитрий Космодемьянский, управляющий активами УК “Открытие”. — Сальдо по другим фондам было в районе нуля, а в фонд акций даже пришло какое–то количество новых денег. Причем некоторая часть из пришедших перешли из фондов облигаций и еврооблигаций.
Феномен оттока пайщиков из фонда облигаций в тот момент, когда рынок акций проседал более чем на 35%, а рынок облигаций — всего на 5%, мы объясняем тем, что многие пайщики пришли к нам в 2019 году, на фоне сильного “бычьего” рынка. То есть ПИФ облигаций для них представлялся некоторой улучшенной формой депозита. Доходность выше, а волатильности нет. Очевидно, это не так, что мы неоднократно подчеркивали в обзорах, и платой за более высокую доходность является умеренная волатильность фондов.
На календарный конец марта даже после просадки наш фонд принес пайщикам около 7,84% за год, что выше ставки депозита.
Тем не менее на волне общей паники наиболее консервативные и эмоциональные клиенты предпочли “синицу в руках”. Что поистине печально, поскольку именно тогда и надо было заходить в бумаги.
В фонде акций, очевидно, были инвесторы, более готовые к просадкам.
Мы ожидаем приток в фонд акций и нулевое сальдо по фонду облигаций по итогам апреля. Неопределенность больше влияет на консервативных инвесторов, которые, очевидно, выбирают менее волатильные продукты.
Надеемся, что после снятия карантина восстановится приток и в фонд облигаций".
"В январе–феврале притоки были на очень высоком уровне, снижение активности инвесторов мы наблюдали только в марте, — констатирует Андрей Макаров, руководитель отдела продаж УК “Сбербанк Управление Активами”. — Это было обусловлено внешнеэкономическим фоном. Вместе с тем мы не видим и существенных оттоков, которые отмечались в периоды предыдущих экстремальных ситуаций на рынке.
Некоторые опытные клиенты уже использовали текущую ситуацию для покупки сильно подешевевших активов.
Такие возможности бывают нечасто, и инвесторы, прошедшие 2014 и 2018 годы, уже смотрят на ситуацию иначе, оценивая долгосрочные возможности. Паники мы не наблюдаем.
Также стоит отметить бурный рост индивидуальных инвестиционных счетов. В ИИС есть 13% (налоговая льгота. — Ред.), которые инвестор получит вне зависимости от колебаний рынка".
“
В целом по отрасли значительный приток в январе–феврале сменился небольшим оттоком в марте. Мартовские драматические события на финансовых рынках вывели в лидеры рублевой доходности фонды, инвестирующие в драгметаллы, где к росту котировок золота добавилось ослабление рубля. Оно же вывело на второе место по доходности фонды, инвестирующие в еврооблигации. Мы хотим отметить высокую финансовую грамотность наших клиентов, которые в противовес общей тенденции в марте увеличили объемы вложений в фонд акций. Для долгосрочного результата не так страшно купить акции, когда они стоят дорого, гораздо хуже не купить их, когда они стоят дешево.
Алексей Астапов
заместитель председателя правления УК "Арсагера"
“
Первый квартал был очень непростым. Если первые 2 месяца рынки в основном росли, казалось, что коронавирус останется локальной проблемой, то к началу марта стало понятно, что это далеко не так. Шоком стал развал сделки ОПЕК+, вызвавший обвал цен на нефть и пустивший волну волатильности по всем рынкам активов. Реакция инвесторов в ПИФы соответствовала ситуации. В январе и феврале были сильные притоки, но коррекция в марте вызвала серьезный испуг, чистые притоки стали отрицательными.
Владимир Брагин
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа–Капитал"