Не только распределять бюджет и штрафовать: о пропусках в Петербурге

Автор фото: Тихонов Михаил

Как использовать цифровые пропуска для обучения городской власти, перенастройки правоохранительной системы и самоорганизации общества

В ближайшее время Петербург проверят на прочность. Неизбежность введения пропускной системы, которая парализовала на днях Москву, ожидает и нас.
"Цифровой контроль" парализует систему городского транспорта и в первую очередь метро.
Решение проблемы социального дистанцирования прямо противоречит идее пропускной системы. Следовательно, либо город заклинит, либо система пропусков станет формальностью.
Ближайшая неделя вскроет противоречия между гражданской администрацией и вертикалью МВД. Чем сложнее будет схема контроля, тем больше будет нагрузка на полицию. Просматривается следующий конфликт интересов между гражданской администрацией и силовой вертикалью:
- региональные власти могут вводить цифровой контроль, но не имеют права наказывать и выписывать штрафы;
- правоохранительные органы имеют право штрафовать, но не являются архитекторами системы контроля.
В центре этого конфликта интересов оказывается гражданин, и без того обозленный падением доходов, ограничениями и неудобствами. Вместо того, чтобы привлечь гражданина на свою сторону, гражданская администрация создает ему дополнительные неудобства и противопоставляет правоохранительную систему и гражданина.
Поэтому гражданской администрации не следует искать простых решений в жанре "запретить и не пущать".
Первое.
Штрафы за нарушение карантинного режима должны компенсироваться поощрениями за усердное его исполнение. Это может быть скидка на оплату ЖКХ, которая переложится на плечи управляющих компаний и монополий. Либо еженедельные начисления на банковскую карту, которые будут компенсироваться из штрафного фонда. Либо продуктовые наборы.
Второе.
Функции контроля за пропускной системой надо переносить с МВД на общество. Для этого необходимо разворачивать городскую систему «дружин», на которых и будет возложен контроль. Представитель полиции будет лишь выписывать штрафы. Система "дружин" должна формироваться не по территориальному, а по домовому (в многоквартирной застройке) и квартальному (в частном секторе) принципу. Система МВД должна опираться на самоорганизованных граждан в любой точке города, потому что основные испытания в сфере безопасности ждут крупные города впереди.
По мере разворачивания экономической депрессии в городах ожидается всплеск бытовой преступности. Уже сегодня грабят людей, выходящих из супермаркетов и доставщиков еды, а совсем скоро это станет повседневностью. Перегруженный общественный транспорт и толпы на входе в метро возродят привлекательность профессии карманника и щипача.
Если в Москве проблему бытового криминалитета будут решать за счет перераспределения лоснящегося от миллиардов городского бюджета, то в Петербурге такой возможности нет. Поэтому нам необходимо задействовать технологии, когда гражданская администрация и правоохранители выступают инициаторами самоорганизации граждан. Самоорганизации, на которую потом сами и будут опираться.
Начальникам и государственным мужам стоит помнить, что дело не в эпидемии, а в воронке глобального экономического кризиса, куда все сильнее затягивает экономику России. Карантин и самоизоляция закончатся, а экономическая депрессия и отчуждение в обществе будут только нарастать.
Поэтому историю с цифровыми пропусками надо воспринимать, как учебную тревогу и полигон для отработки эффективных цифровых, гуманитарных, коммуникационных и общественных технологий. Потому что жизнь в городе, особенно таком как Петербург, требует не только умения распределять городской бюджет и штрафовать, но и видеть угрозы ближайшего будущего и действовать на упреждение.