Индустрия фитнеса терпит сокрушительный удар.Смогут ли спортивные залы выжить, а мы — похудеть к новому году?
Фитнес в кризис
В Санкт-Петербурге насчитывается более 700 спортивных объектов, включая фитнес клубы, тренажерные залы, бассейны и студии йоги. После закрытия на карантин клубов Москвы и Московской области, аналогичные меры были приняты и в Петербурге и Ленинградской области. Тысячи сотрудников остались без работы, действующим членам клубов обещают заморозку абонементов на время карантина, хотя точные даты его окончания никто не знает.
“Закрытие фитнес-центров не выбивается из общей тенденции. Здесь нужно говорить в целом о мерах, которые предпринимаются правительством для борьбы с распространением эпидемии, - уверен Станислав Линдовер, чемпион России, мастер спорта по бодибилдингу. - Фитнес-клубы не являются учреждениями первой необходимости, и было бы странно разрешить им работать, закрыв при этом другие места скопления людей. Контролировать соблюдение посетителями дистанции при угрозе заражения очень сложно. Нам это может не нравиться, но принятые в отношении залов меры вполне логичны.”
Господдержка: ожидание vs реальность
Сфера фитнеса вносит значительный вклад в реализацию федеральных программ Правительства по оздоровлению населения и активному долголетию. Но на сегодняшний день Ассоциация операторов фитнес-индустрии России (АОФИ) прогнозирует сокращение рынка фитнес-услуг до 80% к концу 2020 гогда. По оценке АОФИ, без помощи государства сфера потеряет более 100 млрд рублей за год. Представители Ассоциации направили властям обращение с просьбой о поддержке отрасли в сложный период. Правительство уже включило фитнес в список пострадавших от кризиса областей, на которых намерено сфокусировать ряд действий - в их числе субсидии и льготное кредитование.
Однако по словам представителей клубов, меры поддержки, озвученные государством, не работают. “Все фитнес клубы являются коммерческими предприятиями, у которых есть различные затраты. Главные из них - оборудование, приобретённое в лизинг и аренда помещения. Как всегда, у государства на словах поддержка, а на деле - спасение утопающих это дело рук самих утопающих, - говорит Сергей Югай, фитнес-методист, основатель общественной организации “Спортивная Россия”. - Например, обещаны кредитные каникулы. Но когда обращаешься в банк, там говорят: “Напишите, что ваша выручка упала на 30%, тогда получите каникулы.” И тут вспоминаешь про один из пунктов банковского договора, согласно которому, при таком падении выручки, процент по кредиту возрастает в два раза. Таких случаев сейчас полно.
С арендой не лучше. Кто-то из арендодателей вообще не идёт на уступки, законно требуя свои деньги за апрель и май. Кто-то скидывает 40-50%, но от этого не намного легче, поскольку прибыли нет в принципе из-за полного закрытия клуба. А ещё долги по зарплатам сотрудников, коммуналка и прочее.”
Можно ли заработать в изоляции
Сами сотрудники пострадали не меньше владельцев клубов. “Я недавно общался со своими коллегами-тренерами, как они сейчас живут и как пытаются зарабатывать, - рассказывает Александр Эскин, мастер спорта международного класса, многократный чемпион России по бодибилдингу. - К сожалению, многие не смогли найти возможности для заработка. Кто-то переквалифицировался в разнорабочего, кто-то немного ведёт тренировки онлайн.”
Да, в отличии, например, от мастеров бьюти-сферы, тренеры по фитнесу могут организовать свою работу удаленно, составляя тренировочные программы и планы питания. Но и здесь есть подводные камни. Опытные спортсмены сходятся во мнении, что, для заработка онлайн тренеру необходимо иметь клиентскую базу и авторитет в своей среде. Медийность здесь поможет тем, кто параллельно с работой в клубе уделял внимание своей репутации в интернете - создавал интересный и полезный контент, побеждал на соревнованиях. Популярный спортсмен вызывает определенно больше доверия, чем недавний выпускник курсов фитнеса, поэтому начинающему инструктору заработать на продаже своих услуг удаленно будет непросто.
Сложность онлайн-работы также состоит в отсутствии у клиента необходимого инвентаря. По словам Александра Эскина, если тренировать женщин ещё возможно с минимумом снарядов, то с мужчинами всё сложнее - в большинстве случаев нужны штанги и набор гантелей разного веса, которых у большинства нет. “Тренировать мужчин при помощи разноцветных фитнес-резинок не так уж и интересно,” - шутит Александр.
Есть ли жизнь в онлайне?
Несмотря на то, что положительные примеры удаленной наставнической работы все же есть, в перспективу развития сферы без личного контакта тренера и клиента спортсмены не верят. Далеко не каждый готов у себя дома организовать полноценный тренажерный зал, а мотивация у клиента, который встречается с тренером стабильно несколько раз в неделю, по словам опытных коучей, значительно выше, чем у тех, кто пытается наладить тренировочный процесс вдали от глаз наставника.
Успех онлайн-соревнований также ставится под сомнение. Сложно не согласиться, что даже самая качественная видеосвязь не заменит личного присутствия и живого контакта. Но в данной ситуации всем остается только принять новую реальность.
Весной были отменены региональные, всероссийские и международные соревнования по бодибилдингу и фитнесу, что крайне негативно сказалось на психологическом состоянии атлетов, готовящихся выйти на сцену. “Выступающие спортсмены переживают последствия пандемии крайне болезненно. В одночасье они лишились смысла их спортивной жизни. Рухнул целый мир!” - говорит Наталья Трифанова, чемпионка Кубка Северо-Западного региона по бодибилдингу.
В ответ на запретительные меры ФББР организовала онлайн-турнир, посчитав это оптимальным решением в условиях самоизоляции. Участники отправляли фото и видеопрезентации в оргкомитет. Конкурсные материалы оценивали профессиональные судьи и зрители. Посмотреть, как проходит турнир в формате онлайн можно в записи на сайте Федерации.
“Это как футбольный матч при пустых трибунах - атмосфера совершенно не та. Не так интересно как спортсменам, так и зрителям. Хотя в тех реалиях, что сейчас, онлайн-турниры это единственный выход. Уверен, как только все ограничения будут сняты, мы вернёмся к прежнему ритму и обычному соревновательному графику,” - делится Константин Бубликов, Чемпион России, судья ФББР, главный тренер клуба BublGym.
Восставая из пепла
Говоря о том, как скоро российский фитнес встанет на ноги после карантина, мнения аналитиков расходятся. Одни считают, что усталость от длительного ежедневного нахождения в четырех стенах и недостаток двигательной активности спровоцируют людей на приобщение к спортивной культуре. Другие же верят, что ходить в рестораны и кафе россияне любят больше, чем потеть в залах, а следовательно, заведения общепита заполнятся быстрее, нежели фитнес-клубы.
Так как судьба отрасли наибольшим образом волнует ее участников, то, зная структуру изнутри, они могут строить предположения о ее посткризисном состоянии на основе своего опыта.
“Даже после открытия фитнес клубов потребуется какое-то время, чтобы индустрия восстановилась, и спортсмены смогли в полную силу готовиться к стартам и работать, - рассуждает Константин Бубликов. - Тем более, что пострадал не только фитнес, но и другие отрасли. Многие клиенты спортивных залов заняты в сферах, терпящих сейчас большие убытки. Соответственно, платежеспособность людей снизится, и покупать, например, персональные тренировки станут реже или вовсе откажутся от них. Тренерский состав будет в меньшем объеме оказывать платные персональные услуги, а значит, доходы клубов существенно упадут.”
Однако для тех, кто давно откладывал спорт на понедельник, на лето или 1 января, возобновление работы спортивных объектов может послужить толчком к началу нового образа жизни, неотъемлемой частью которого станет фитнес. Например, Сергей Югай прогнозирует повышенный интерес к сфере, в связи с возможной потерей привычной формы и, вследствие, недовольства состоянием своего тела. “В изоляции многие наберут лишнего и после карантина рванут сбрасывать”, - говорит он, правда, с оговоркой “Если деньги будут.”
Относительно же того, кому повезет больше - залам-лоукостерам или клубам премиум-класса - здесь сыграют основную роль общественные настроения, привязанные к динамике дохода населения, считает Станислав Линдовер. “Часть клиентов клубов бизнес-сегмента перейдут в залы попроще, а те, кто посещал клубы среднего класса в свою очередь уйдут в эконом. В итоге кризис отразится в большей степени на среднем и высшем сегментах, а эконом может даже выиграть: много клубов закроется, и среди тех, что выжили, произойдет перераспределение потока клиентов.”