Аптечный маркетплейс "Ютека" запустил в Петербурге доставку медпрепаратов на дом. Эксперты верят: доля таких онлайн–покупок через год–полтора составит 15–20% рынка.
В "Ютеке" услуга появилась в апреле, это совместный проект с интернет–аптекой Wer.ru. Пока что доставка работает только в Москве, Московской области и Петербурге. Причем в столичном регионе она идет день в день, а в городе на Неве — на следующий день после заказа. "Мы готовим интеграции с крупными игроками рынка, чтобы у пользователя был широкий выбор предложений", — рассказывает гендиректор сервиса Кирилл Якобенко.
По его словам, компании пришлось доработать сайт и мобильные приложения, что минимизировало инвестиции. Якобенко отмечает, что доставка на дом будет пользоваться спросом, но в определенных пределах: "Средний чек в аптеках небольшой, и платить 150–250 рублей за доставку для очень многих накладно. Думаю, на старте услугой воспользуются не более 10% интернет–аудитории аптек, но эта доля будет постепенно расти".
Директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов отмечает, что формально онлайн–торговля лекарствами еще не запущена, тем не менее целый ряд структур в тех или иных форматах проявили интерес к ней. "Например, Ozon работает на доставку в Москве и Петербурге, продает безрецептурные препараты. Некоторые магазины, как “Онлайнтрейд.ру”, получили лицензию на фармдеятельность и открыли собственную аптеку, где можно получить заказ. Есть и интернет–аптеки, которые пренебрегают существующим запретом и торгуют в том числе и рецептурными препаратами, практически во всех городах–миллионниках. Достаточно развиты сервисы бронирования — и общефедеральные, и конкретных аптечных сетей", — говорит эксперт.
Беспалов подчеркивает, что открытие легальной онлайн–торговли лекарствами будет стимулировать выход на рынок новых игроков интернет–ретейла, способствовать развитию конкуренции и в конечном счете обеспечивать не только физическую, но и ценовую доступность препаратов. "Если представить, что онлайн–торговлю разрешат в отношении безрецептурных и рецептурных лекарств, то доля интернета в пределах года–полутора вырастет минимум до 15–20%. При этом совсем не обязательно, что лидерами рынка станут действующие крупные игроки. Серьезные возможности развития есть у маркетплейсов", — заключает Николай Беспалов.
В Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) отмечают, что, по статистике, средний чек онлайн–бронирования лекарств в интернете примерно в 4 раза выше, чем в офлайне. Однако в АРФП говорят, что важно жестко прописать правила, чтобы исключить возможность распространения фальсификата. "В Европе и Америке, где дистанционная торговля официально разрешена, через интернет хлынул поток некачественных препаратов", — говорят в ассоциации.