Времена всеобщей самоизоляции — не помеха для театральных премьер. По крайней мере для Бориса Павловича и команды спектакля "Алло". В пику тотальной виртуализации, авторы постановки обратились к главному гаджету ламповой эпохи. "Алло" — это телефонный разговор с актрисой, в котором вы участвуете почти на равных. Ключевое слово, впрочем, "почти".
Интернет все–таки понадобится. Билет с датой и временем звонка вы покупаете на сайте alloteatr.ru, текст пьесы вам присылают по почте. А вместе с ним и просьбу не читать заранее. Пролистывание собственных реплик "на перемотке" лишит вас как минимум удивления от поворотов сюжета. Можно свой текст не читать и в процессе — так, говорят, уже поступают некоторые "зрители". Но в этом случае вам не добраться до одной–двух многообещающих сцен, хотя голос "на той стороне" все равно доведет вас до логичного завершения беседы.
Труднее всего, пожалуй, честно следовать прописанным правилам: то играть роль, читая реплики, то "приходить в себя", рассказывая о личных наблюдениях, чувствах и событиях из жизни (когда вам разрешает драматург Элина Петрова). Не сгруппировавшись, легко потерять баланс между двумя полярными состояниями. Хорошо бы также специально сосредоточиться на том, с кем вы говорите: с актрисой или ее персонажем. В спектакле участвуют 15 артисток из разных городов, от Кирова и Новосибирска до Москвы и Петербурга, хорошо знакомых с методами Бориса Павловича по прежним работам. Голос в телефоне — легкий, естественный, запинающийся голос барышни–студентки — обманчив. Милая простушка со своей необязательной болтовней прошла серьезный тренинг и точно знает, как вывести вас на чистую воду. Вы можете познакомиться с актрисой, позвонив ей — уже ей самой — после окончания спектакля. Никаких тайн: прямой обмен впечатлениями предлагается вместо аплодисментов.
Нет в спектакле и никаких особых потрясений. Борис Павлович и Элина Петрова сознательно сделали ставку на лирическую, даже сентиментальную историю. Она предназначена для самого широкого "зрителя" (позвонить–то можно куда угодно — хоть в Хабаровск, хоть в США), который заведомо пребывает в коронавирусном стрессе, а значит, зачем же на него еще давить? "Алло" — чистый продукт эпидемии: проект затевался, когда все уже совсем завертелось, в конце марта. Инициатором и организатором выступил федеральный СТД. Информационно–репутационную "крышу" спектаклю обеспечил фестиваль "Точка доступа". Фонд Alma Mater и проект "Разговоры" поддерживают с помощью выручки от "сеансов" своих артистов с ограниченными возможностями.
Но главное — авторы продолжают исследовать возможности прямого взаимодействия театра и зрителя. Оказывается, легкий коктейль из рассказа Кира Булычева и сцены из фильма "Назад в будущее" может творить бог знает что. Одна женщина, как она рассказала актрисе постфактум, обнаружила, что слишком вежлива. Другая воочию увидела свою депрессию. Третьего "бомбануло" на истории, четвертый бросился звонить родным… Попробуйте и вы — может, и вас ждет душеполезный, психотерапевтический эффект.