Ситуация с противовирусными мероприятиями в России выходит на новый рубеж
Похоже, что центральная власть готовит нас к полноценному выходу из самокарантина только после 1 июня. Всего через пару дней мы увидим сограждан не только в масках, но и в медицинских перчатках. Картина постапокалиптического будущего будет все ярче. А вместе с ней будет нарастать отчуждение между обществом и властью, а также депрессивные настроения.
Поэтому сейчас имеет смысл разобраться в том, какие ошибки допустила региональная власть Санкт-Петербурга. И самое главное – как их можно исправить.
Владимир Путин в самом начале эпидемии напутствовал губернаторов: «Берите столько карантинного суверенитета, сколько сможете». Инициативу сразу же взяли власти столицы, после чего все регионы стали слепо копировать инициативы московского правительства.
Если на первом этапе – когда никто не понимал с какого рода эпидемией столкнулась Россия – это было оправдано, то уже к концу апреля стало очевидно, что ситуация очень разная.
Итак, какова объективная картина. Москва и Московская область, которые давно являются единым хозяйственно-экономическим регионом, сохраняют первенство по количеству зараженных – около 130 тысяч на 10 мая. В Санкт-Петербурге и Ленинградской область, которые аналогично срослись в единый регион – около 9000 заболевших.
С учетом всех незарегистрированных, временно проживающих и гастарбайтеров в Москве и МО – около 30 миллионов, а Санкт-Петербурге и Ленобласти – около 9 миллионов. То есть показатели заболевших на 100 тысяч человек в Северо-Западной агломерации в 4 раза ниже, чем в столичной.
Достаточно оптимистично выглядят показатели зараженных, например, и по сравнению с республикой Белоруссия, в которой живет всего лишь на 500 тысяч больше, чем в нашем регионе.
То есть слепое копирование Московских мер предосторожности контпродуктивно на нынешнем этапе. Уже к концу апреля было очевидно, что стоило максимально наращивать темпы тестирования, а не запретительные меры.
Главный источник эпидемической угрозы – Московская агломерация, поэтому необходимо настаивать на жестком карантине в этом регионе, а не следовать московским рецептам.
Наоборот, Санкт-Петербургу следует вырабатывать свою модель выхода из карантина, которая будет приемлема для других регионов России больше, чем московская. Отталкиваясь от статистики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, можно вырабатывать собственную модель восстановления экономических и хозяйственных связей. И уж точно не загонять людей в депрессию и дополнительные расходы, требуя повсеместного ношения перчаток (к маскам мы уже практически привыкли).
Для этого Смольному следует включать лоббистские механизмы на федеральном уровне – благо, что сынов и дочерей Санкт-Петербурга на самых высоких уровнях власти более чем достаточно.
Многие ошибки еще можно исправить. Но для этого необходимо вспомнить, что Россия – федеративное государство, где каждый регион может и должен предлагать собственные модели развития. Эпидемия и кризис связанный ней – прекрасный повод для того, чтобы продемонстрировать субъектность.
Как Смольный может исправить ошибки в ближайшее время?
Во-первых, создать межрегиональный штаб с Ленобластью.
Во-вторых, минимизировать контакты с московской агломерацией, одновременно открывая сообщение с наименее зараженными регионами России.
В-третьих, предложить собственный график и отраслевую программу по выходу из карантина.
В-четвертых, требовать от федерального центра ресурсы для наращивания темпов тестирования.
У нашего города есть все возможности для того, чтобы стать ориентиром для остальных мегаполисов России по выходу из эпидемии. Необходима только воля и умение включать лоббистские, информационные и политические инструменты. Тем более что Владимир Путин изначально сказал губернаторам: «Дерзайте!». Очевидно, что адекватные и рациональные предложения Санкт-Петербурга будут поддержаны Президентом.
Семён Уралов, автор книг "Два Капитала" и "Миропорядок по-русски", специально для DP.RU