Авторитетное международное издание Financial Times, проанализировав открытую статистику по Москве и Петербургу, пришло к выводу, что в России занижают показатели смертности от коронавируса. Dp.ru проверил данные зарубежных коллег и сделал собственные выводы.
11 мая вице-премьер России Татьяна Голикова заявила, что летальность коронавируса COVID-19 в России в 7,4 раза меньше, чем по миру в целом. На следующий день издание Financial Times опубликовало статью, в которой говорится, что на самом деле смертность от коронавируса в России может быть на 70% выше, чем сообщает официальная статистика.
К таким выводам журналисты Financial Times пришли, проанализировав открытые данные о смертности в Москве и Петербурге за апрель 2020 года. Они подсчитали, что в этом месяце в двух городах умерло на 2073 человека больше, чем в среднем умирало в апреле в предыдущие 5 лет. При этом число официально умерших от COVID-19 составило 629 человек. Разница между двумя этими цифрами, по мнению Financial Times, может означать число "скрытых" смертей от нового коронавируса.
На сайте комитета по делам записи актов гражданского состояния Петербурга можно посмотреть статистику смертности в городе по месяцам начиная с 2011 года. Согласно этим данным, в апреле 2020 года в Петербурге умерло 5303 человека. В 2018 году было больше — 5350 смертей. Но средний показатель за 9 лет — чуть больше 5147 человек. Соответственно, он оказался превышен почти на 162 смерти. От COVID-19 по состоянию на 1 мая в Петербурге умерли 33 человека. Означает ли это, что еще 129 случаев власти скрыли?
Основатель и директор Петербургского медицинского форума, кандидат медицинских наук, доцент Сергей Ануфриев считает, что разница в 162 случая находится в рамках естественных статистических колебаний. Однако вопрос о том, как считать умерших от COVID-19, остаётся открытым.
"До сих пор в мире не решена проблема единой классификации причин смерти при COVID. Например, у человека мог быть инфаркт и он умер от инфаркта, но у него был COVID. И что здесь является основным заболеванием, а что сопутствующим?" — рассуждает Сергей Ануфриев. По правилам у каждого пациента должно указываться основное заболевание, объясняет эксперт, цитируя чёрный юмор медиков: "От чего лечили, от того и умер".
Сергей Ануфриев не исключает и определённых манипуляций со статистикой. "Когда у нас были национальные проекты по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, у нас в основном люди умирали от другого. Таким образом, была снижена смертность от сердечно-сосудистых заболеваний", — напоминает он.
Другое дело, что непонятно, кому выгодно сейчас занижать статистику смертности. "Завышение было бы более выгодно. При прочих равных лучше написать COVID, тогда больница получит больше денег", — считает Сергей Ануфриев. Снижением смертности можно было бы оправдать ослабление карантинных мер, но как раз в Москве и Петербурге они пока что, напротив, ужесточаются.
Впрочем, в некоторых регионах Северо-Запада власти корректировали статистику по смертности от COVID-19 совершенно открыто. Так, например, губернатор Псковской области Михаил Ведерников потребовал не учитывать тех, чья смерть была вызвана "однозначно другими причинами". Он пояснил, что ранее в статистику попадали бессимптомные больные, у которых коронавирус был выявлен уже после смерти: "Фактически человек, у которого после вскрытия обнаружился COVID, мог погибнуть вследствие ДТП. Но он всё равно шёл в коронавирусную статистику. Это некорректно". Так ранее подтверждённые 11 смертельных случаев превратились в восемь, новых летальных исходов с конца апреля не регистрировалось.
Архангельские власти уже дважды оспаривали федеральную статистику смертности от COVID-19, публикуемую на сайте стопкоронавирус.рф. "Поясним, что в этом разделе учитываются пациенты, умершие на койках, где лечат COVID-19 и пневмонию. Однако говорить о том, что человек скончался именно от коронавируса, нельзя. Один из погибших пациентов страдал сердечно-сосудистой патологией, другой — онкозаболеванием в тяжёлой форме. Причина смерти каждого сейчас устанавливается и будет указана в окончательном патолого-анатомическом заключении после подробных исследований всех органов и тканей. В среднем на это требуется 20–30 дней", — говорится в сообщении пресс-службы губернатора и правительства Архангельской области.
В Карелии первый летальный случай от COVID-19 официально подтвердили только 12 мая (общее число заражённых к этому дню достигло 176 человек). При этом параллельно Минздрав республики регулярно даёт статистику по внебольничным пневмониям, и с начала апреля от этой болезни скончался уже 41 человек (умерший пациент с коронавирусом также включён в официальную статистику как пациент с внебольничной пневмонией, но имеющий положительный тест на COVID-19). "Всем больным пневмонией проводятся исследования на коронавирусную инфекцию. Вместе с тем Минздрав Карелии обращает внимание: признак внебольничной пневмонии является только одним из маркеров COVID-19, внебольничная пневмония может быть вызвана и другими бактериями и вирусами", — подчёркивают в ведомстве. Отмечается, что показатель смертности от пневмонии в I квартале 2020 года составил 39,9 на 100 тыс. человек населения (в 2019 году — 35,5 на 100 тыс. человек).
В Управлении ЗАГС Ленинградской области сообщили, что не располагают статистикой по смертности за апрель 2020 года, посоветовав обратиться к данным Росстата. Росстат апрельскую статистику ещё не публиковал.