Предпринята одна из первых попыток проанализировать начавшийся в стране кризис с точки зрения социологии. Опубликованы результаты опроса, согласно которым в апреле более половины своего дохода люди потратили на еду. Это выглядит сенсацией, но погрешности исследования могут быть очень велики.
Сайт "Работа.ру" и производитель онлайн-касс "Эвотор" в четверг, 14 мая, представили результаты проведённого в апреле опроса 3,8 тыс. жителей России из всех регионов об их расходах на еду. Оказалось, что они составили в среднем 32 тыс. рублей. Петербург не выбился из общей статистики, показав среднее значение 32 058 рублей. При этом 71% опрошенных заявили, что на еду им приходится тратить не менее половины своего дохода.
Эти данные выглядят сенсацией — до сих пор считалось, что приобретение продуктов составляет около 30% бюджетов россиян. Так, по итогам 2018 года Росстат публиковал исследование, согласно которому доля расходов на покупку продуктов питания в структуре потребительских расходов домохозяйств составляет по стране 33,5% (в Петербурге — 32,3%).
Государственное информационное агентство РИА Новости в прошлом году проводило исследование, в результате которого выяснило, что россияне направляют на покупку продуктов 30,2% своего бюджета. В некоторых странах Восточной Европы этот показатель выше, отмечалось в публикации.
Но и независимые исследования давали похожий результат. Исследовательский холдинг "Ромир" ежемесячно публикует показатель Food Index, также означающий долю затрат на продукты питания. В течение 2019 года он колебался от 30,5% до 34,4%. В начале года он составлял около 34%. Данные за апрель ещё не публиковались.
Не публиковалась за первый кризисный месяц и официальная статистика, по которой можно было бы оценить изменение потребительского поведения. По итогам I квартала 2020 года среднедушевой доход в стране составил 31,2 тыс. рублей, в Петербурге — 55,9 тыс. рублей. Исходя из данных об обороте розничной торговли, средний житель страны должен был потратить на продукты 8,8 тыс. рублей, или 28,2% своих доходов, а петербуржец — 9,3 тыс., или 16,6%. Корректнее было бы оценивать эти затраты в структуре расходов, но официальные данных о расходах публикуются только в обобщённом виде. В любом случае они не намного ниже доходов населения, а в отдельные периоды даже превышают их.
В компании "Эвотор" dp.ru пояснили, что при опросе учитывались также расходы жителей в общепите. Но, во-первых, в апреле общепит был фактически закрыт по всей стране. А во-вторых, с учётом оборота общепита доля расходов на еду возрастает незначительно. В Петербурге она составит 10,6 тыс. рублей, или 18,9%.
Но есть как минимум ещё одно исследование, подтверждающее сенсационные выводы "Работы.ру" и "Эвотора". Сбербанк (которому, кстати, принадлежит "Работа.ру") периодически публикует свои обзоры "Потребительского индекса Иванова". Последний из них оперирует данными за март 2020 года. В нём сообщалось, что средняя сумма расходов на продукты питания условного Иванова составляет 1034 рубля в день. Таким образом, за месяц набегает 31 тыс. рублей. Всего же Иванов ежедневно тратил в марте 1790 рублей. То есть на еду ушло больше половины его расходов.
"При опросах люди всегда завышают свои расходы, замечена такая тенденция", — комментирует профессор НИУ ВШЭ в Петербурге Андрей Заостровцев. Также он обращает внимание на ещё одну возможную погрешность в методологии исследований. "Люди в большинстве живут семьями. В их расходы входит питание не только их самих, но и их детей и других иждивенцев. Например, в семье живёт бабушка, которая не тратит свою пенсию", — объясняет эксперт.
Между тем корректные данные о структуре расходов важны для понимания социально-экономической ситуации. "Чем беднее страна, там больший процент дохода человек тратит на питание. В богатых странах это 15–20%, но никак не больше", — говорит Андрей Заостровцев. "В нынешней ситуации люди будут ещё больше тратить на еду, потому что их доходы упали, — считает он. — Одежды, например, хватит ещё надолго".