Банк России из–за коронавируса повысил бесплатный лимит переводов в системе быстрых платежей (СБП). Банки ожидают увеличения среднего чека.
С 1 мая текущего года ЦБ РФ запретил банкам взимать в СБП комиссию по операциям на сумму до 100 тыс. рублей в месяц. Плата с переводов выше этой суммы составит не более 0,5% или максимально 1500 рублей. По логике регулятора, бесплатная возможность переводить клиентам деньги друг другу снизит негативное влияние самоизоляции и нерабочих дней на экономику. По сути же отмена комиссии должна придать СБП принудительный толчок к развитию. Система позволяет переводить деньги по номеру телефона, а также оплачивать товары и услуги посредством QR–кода. В перспективе, как неоднократно отмечали в ЦБ РФ, в ней должны появиться и другие способы оплаты. Банки отмечают резкий прирост оборотов денежных переводов.
Сегодня в СБП работает 57 участников (банков и платежных систем), треть из них подключились к ней за последние несколько месяцев (сама система быстрых платежей введена в январе 2019 года). К октябрю текущего года все банки с универсальной лицензией по предписанию Банка России обязаны обеспечить своим клиентам доступ к системе (из 22 петербургских банков таким типом лицензии обладают 15, на сегодня участниками СБП являются лишь четыре из них). "По итогам 1,5–месячной работы сервиса его успели активировать более 75 тысяч клиентов, которые за этот период совершили 25 тысяч переводов", — говорит Денис Алексеев, руководитель бизнеса платежных решений банка "Санкт–Петербург".
Люди стали смелее
По данным пресс–службы Почта Банка, в апреле текущего года входящие переводы выросли на 22% по сравнению с мартом, исходящие — почти на 17%. "В первые дни мая из–за отмены комиссии средний чек перевода вырос почти на 80%, люди стали переводить больше и смелее. Скорее всего, этот показатель стабилизируется на этом новом уровне", — резюмировали в банке.
СБП становится более заметной альтернативой p2p–переводам (от англ. person–to–person). "Мы занимаем треть от общего объема всех переводов в СБП, ежемесячно сервисом начинают пользоваться 60–65 тыс. новых уникальных пользователей", — говорит Никита Чугунов, руководитель департамента цифрового бизнеса — старший вице–президент ВТБ. По его оценке, все чаще пользователи совершают операции на небольшие суммы, что подтверждает востребованность СБП для повседневных платежей. "Для нас важно, что СБП повышает доступность денежных переводов и в текущей ситуации помогает минимизировать визиты в офис", — подчеркнул он.
По оценкам банкиров, СБП выгодна не столько расширением клиентской базы и привлечением новой целевой аудитории, сколько увеличением транзакционной активности и, как следствие, ростом комиссионных доходов. Впрочем, из–за принудительного обнуления комиссий по переводам до 100 тыс. рублей в месяц банки пока не готовы публично оценить недополученные доходы. Хотя, как показала практика, и до отмены комиссии люди предпочитали использовать бесплатные лимиты. Поэтому банки стараются на основе СБП развивать другие сервисы и услуги. Например, через СБП можно переводить деньги между своими счетами из банка в банк, например для погашения кредитов или открытия депозитов.
Хотя актуальность классических переводов с карты на карту (по которым комиссию взимают как банки, так и платежные системы) пока сохраняется. Ряд банков связывает это с технологическим удобством: для перевода через СБП необходимо подключать телефонный номер, выбрать приоритетный банк, использовать мобильные приложения. Для перевода с карты на карту чаще всего достаточно знать номера карт и использовать сайты платежных систем, без необходимости создания личных кабинетов или установки мобильных банков.
"По первым неделям работы сервиса мы видим, что люди переводят суммы в среднем в диапазоне от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, — говорит Денис Алексеев. — Пока число мелких переводов (до 500 рублей) незначительно, но после отмены комиссии мы прогнозируем смещение суммы среднего перевода в сторону понижения".
За год работы пользователи СБП убедились в ее возможностях. "На начальном этапе запуска отмечалось большое количество мелких переводов — до 100 рублей, люди тестировали новую услугу, проверяли скорость зачисления платежей и отсутствие комиссии со стороны банка", — поясняет Елена Петрова, исполнительный директор по развитию банка "Русский Стандарт". По ее словам, по мере роста популярности СБП чеки стали заметно расти. "По данным за период с 25 марта по май, средняя сумма входящего перевода — 14 339 рублей, что на 21% выше среднего чека по сравнению с данными до 25 марта 2020 года, средний исходящий чек вырос на 22% после 25 марта, до 18 696 рублей", — отметила Петрова.
Шаги к свободе
"СБП как услуга дает еще большую свободу перемещения средств, мы видим интерес к ней и большой потенциал в замещении традиционных видов переводов с карты на карту, а также значительный шаг по преодолению монополии госбанков в сфере переводов физических лиц", — подчеркнул Алексеев.
Рынок еще год назад скептически отзывался о СБП. Особенности ее функционала, по мнению ряда экспертов, привели к росту мошенничества с использованием так называемой социальной инженерии (звонки от службы безопасности банка). Зная только номер мобильного телефона, можно узнать имя–отчество владельца счета и банк, в котором лежат деньги. Впрочем, ЦБ РФ уже заявлял, что он блокирует "переборщиков" и пишет заявления в МВД. Отдельные инциденты не затормозили развитие СБП: банки–участники все активнее предлагают клиентам работать через СБП, в том числе платить по QR–коду. Последняя технология помогает не только покупателям, но и продавцам товаров и услуг, снижая стоимость эквайринга.
“
Интерес физлиц к переводам через СБП как к более быстрым и выгодным по сравнению с классическими карточными переводами в условиях самоизоляции растет. По нашим данным, после введения периода нерабочих дней общее количество входящих переводов выросло на 5,7%, исходящих — на 15,4%. Общая сумма всех входящих переводов выросла на 28%, а исходящих — на 41%. Гораздо быстрее в СБП вовлекалась аудитория, которая ранее переводила деньги по реквизитам счета, вносила их наличными через банкоматы. Больше 70% клиентов, совершающих c2c–переводы в СБП, до ее запуска для пополнения карты другого банка снимали наличные в банкоматах. Логично предположить, что у них всегда была потребность в переводе средств на сторонние карты, но ввиду высокой комиссии за классические c2c–переводы они прибегали к этой сложной схеме.
Елена Петрова
Исполнительный директор по развитию банка "Русский стандарт"
“
Динамика в СБП в ближайшие месяцы будет направлена в сторону увеличения количества операций и переводимых сумм. По предварительным данным, рост за апрель составит около 30%. Средний чек по переводам уже растет, и мы связываем это с отменой комиссии. В случае введения ограничений следует ожидать уменьшения этого показателя. На сегодня мы отмечаем небольшое преобладание исходящих переводов при равном соотношении в 2019 году. Результаты работы СБП превзошли наши ожидания в части объемов операций при изначально скептическом отношении рынка. В отдельные периоды количество переводов удваивалось.
Ильназ Ситдиков
Руководитель направления эквайринга и электронной коммерции "АК Барс банка"