В России складывается уникальная судебная практика рассмотрения споров, связанных с пандемией. В отсутствие четких норм карательные санкции могут применяться к любой компании и предпринимателю.
Большинство конфликтов разгорается из–за неопределенности карантинного законодательства. Видимо, понимая это, суды принимают нейтральные решения — не одобряют спорные действия, но и не наказывают строго.
Условно закрытая торговля
В самой спорной ситуации оказался непродовольственный ретейл. Еще в марте, впервые объявляя о выходной неделе (которая потом превратилась в полтора месяца), глава государства разрешил работу "организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости". При этом согласно распоряжению правительства России все магазины могли продолжить полноценную деятельность, если включили в ассортимент антибактериальные салфетки, маски, мыло, спички и т. д.
Суды подтвердили легитимность такого по существу обхода введенных запретов. Например, за отсутствием состава административного правонарушения было прекращено дело в отношении ООО "Графит Северо–Запад" — канцелярского магазина в ТЦ "Виадук". Суд пришел к выводу, что, поскольку тот продавал в том числе салфетки, туалетную бумагу, антисептик для рук и многоразовые маски, ему не запрещена торговля и любыми другими товарами. Аналогичное решение было принято в отношении собственницы магазина "Цветочки" — индивидуального предпринимателя Ирины Чегиль. Причем продаваемые ею искусственные цветы служители Фемиды признали ритуальными принадлежностями.
Правда, постановление петербургского правительства не разрешает использовать подобные подходы — объекты розничной торговли могут работать только в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости. Однако какие именно товары являются таковыми, юридически опять же не урегулировано. В предложенный министерством промышленности и торговли РФ список включены, в частности, бытовые приборы и очки, стройматериалы и сантехника, автозапчасти, садово–огородный инвентарь, похоронные принадлежности, сигареты и многое другое. Тогда как аналогичный рекомендуемый перечень, подписанный уже премьер–министром России Михаилом Мишустиным, ограничивается только средствами гигиены, стиральными порошками, топливом и зоотоварами.
Опрошенные эксперты констатируют, что единая практика применения этих норм пока не сложилась. В частности, по мнению управляющего партнера бюро юридических стратегий Legal to Business Светланы Гузь, петербургские магазины вправе продавать исключительно товары из расширенного списка Минпромторга. Тогда как в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга указали руководствоваться правительственным списком.
Самый гуманный суд в мире
Игнорируя все эти запреты в течение почти 2 первых месяцев карантина, многие непродовольственные торговые сети продолжали работу. Так, только в середине мая комитет по контролю за имуществом "заметил" деятельность строительных гипермаркетов. А одеждой, обувью, спортивными и иными товарами, не относящимися к первой необходимости, до сих пор открыто торгует большинство универсальных гипермаркетов (например, "Ашан", "О’Кей", "Карусель" и др.).
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, несоблюдение компаниями карантинных ограничений карается штрафом в размере до 300 тыс. рублей. В то же время практика свидетельствует, что большинство нарушивших введенные в связи с пандемией ограничения отделываются "легким испугом". Так, ИП Лидию Будникову уличили в торговле сувенирной продукцией, но, учитывая признание вины и согласие закрыть магазин, суд ограничил наказание предупреждением (официальным письменным порицанием). Такие же санкции применили в отношении торговавшей футболками на лужском рынке ИП Оксаны Тулюлей.
Но чаще всего суды приостанавливают деятельность игнорирующих установленные запреты торговых точек, кафе, парикмахерских и иных организаций. Например, на 10 дней закрыт магазин "Орбита", который в марте и апреле продолжал продавать аудио– и видеотехнику. На месяц приостановлена деятельность принадлежащего ИП Алексею Романову оздоровительно–банного комплекса "Романовские бани" и так называемого "островка" по ремонту часов в гипермаркете "Домовой" ИП Саргиса Сукиасяна. На 15 дней закрыли парикмахерскую ИП Леандры Логвиненко и многие другие. Учитывая, что в большинстве случаев назначенные судами сроки истекут до окончания пандемии, наказание можно считать условным.
Избежало санкций и ООО "Артэк", занимающееся сбором вторсырья. Составляя протокол, полиция пришла к выводу, что работавший приемщиком стеклотары Александр Заливако продолжал деятельность без ведома работодателя. Суд согласился с такой квалификацией и наложил 15–тысячный штраф лично на работника.
Работать нельзя остановиться
Правда, в отношении торговых сетей чиновники Смольного составляют протоколы по городскому закону. В отличие от федерального, выносить постановления по нему вправе районные администрации и комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
Однозначная практика рассмотрения таких дел пока не сложилась. Кроме того, по мнению юриста практики разрешения споров Rightmark Group Анны Прониной, незаконная деятельность каждого магазина представляет отдельный факт административного правонарушения, то есть торговая сеть получит не один, а несколько штрафов. "Вместе с тем повторным правонарушением будет продолжение работы торговой точки уже после вступления в силу первого постановления о привлечении к административной ответственности", — убеждена Анна Пронина.
Городской закон, в отличие от федерального, не предусматривает такого наказания, как приостановление деятельности. В результате многие магазины получают карт–бланш — вправе продолжить деятельность, игнорируя составленные протоколы и даже постановления. Ведь они вступят в силу только после обжалования в арбитражном суде, а рассмотрение дела может растянуться минимум на несколько недель. Хотя старший юрист адвокатского бюро "ЕПАМ" Андрей Тузов придерживается иной точки зрения. "Каждый выявленный факт продолжения деятельности влечет оформление нового протокола, то есть каждый день можно оформлять новое дело и налагать новый штраф", — полагает эксперт.